menu
График работы

Пн-Пт: 09:30-18:00

Криминальная практика
Антикоррупционные мероприятия
Судебная практика
Правовая помощь
Государственная регистрация
Миграционные услуги
Недвижимость и строительство
Бухгатерский аутсорсинг
Налоговая практика
Семейная практика

ЗАКОННЫ ЛИ КОРРУПЦИОННЫЕ ПРОТОКОЛЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИЦИИ?

 Не последнюю роль в борьбе с коррупцией играет Департамент защиты экономики Национальной полиции Украины: на основании протоколов об административном правонарушении было вынесено не одно постановление. Попробуем разобраться, это происходит по закону.

 Да, действительно согласно ч. 1 ст. 1 Закона Украины «О предотвращении коррупции» специально уполномоченные субъекты в сфере противодействия коррупции – органы прокуратуры, Национальной полиции, Национальное антикоррупционное бюро Украины, Национальное агентство по предупреждению коррупции.

В соответствии со ст. 255 КУоАП органы внутренних дел (Национальной полиции) имеют право составлять протоколы об административном правонарушении по ст. 172-4 – 172-9, 172-9-2 КоАП, отнесенных к так называемым административных правонарушений, связанных с коррупцией.

Согласно п. 3 ч. 2 р. ИV Положения о Департаменте защиты экономики Национальной полиции Украины, утвержденного приказом Национальной полиции Украины №81 от 07.11.2015 года, работники Департамента имеют право составлять административные протоколы о выявленных фактах нарушения антикоррупционного законодательства и направлять их в суда.

Но есть один нюанс – право проводить проверки соблюдения антикоррупционного законодательства Департамент защиты экономики Национальной полиции Украины не наделен.

Материалы об административных правонарушениях могут содержать указания о необходимости предоставления документов в рамках проведения проверки или рапорты, подтверждающие разрешение на составление протокола после проведения так называемой проверки. Но стоит обращать внимание на основания для составления протокола, каким образом и кем были выявлены нарушения антикоррупционного законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона Украины «О предотвращении коррупции» Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (далее -НАЗК) является центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, который обеспечивает формирование и реализует государственную антикоррупционную политику.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 12 Закона Украины «О предотвращении коррупции» Национальное агентство с целью выполнения возложенных на него полномочий имеет следующие права: получать заявления физических и юридических лиц о нарушении требований настоящего Закона, проводить по собственной инициативе проверку возможных фактов нарушения требований этого Закона.

Итак, специальным законом, регулирующим вопросы предотвращения коррупции, право проводить проверки соблюдения законодательства о предотвращении коррупции принадлежит исключительно Назка, а не другим специально уполномоченным субъектам в сфере противодействия коррупции.

В соответствии с частью первой статьи 8, пункта 8-1 части первой статьи 11, пунктов 5, 6 и 7 части первой статьи 12 Закона Украины «О предотвращении коррупции», в целях реализации Национальным агентством по предупреждению коррупции своих полномочий по проведению проверок соблюдения требований Законов Украины «О предотвращении коррупции» и «О политических партиях в Украине» Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции приняло решение №2 от 11.08.2016 года, которым утвержден Порядок проведения проверок Национальным агентством по вопросам ь предотвращения коррупции (далее – Порядок проведения проверок).

Согласно п. 1 р. V Порядка проведения проверок, по результатам проведенной проверки составляется акт плановой (внеплановой) проверки соблюдения требований Закона Украины «О предотвращении коррупции».

Согласно п. 1, 2 р. V и Порядка проведения проверок, акт проверки проекту решения, предусмотренного пунктом 9 раздела V настоящего Порядка, и материалы, подтверждающие факты совершения правонарушений, подаются на ближайшее заседание Национального агентства. По результатам рассмотрения Национальное агентство может принять решение о:

– внесение предписания;

– направление выводу о наличии признаков коррупционного правонарушения или правонарушения, связанного с коррупцией, специально уполномоченным субъектам в сфере противодействия коррупции;

– направление протокола об административном правонарушении и прилагаемых материалов в суд;

– обращение в суд с иском (заявлением) о признании незаконными нормативно-правовых актов, индивидуальных решений, выданных (принятых) с нарушением установленных Законом Украины «О предотвращении коррупции» требований и ограничений, признании недействительными сделок, заключенных в результате совершения коррупционного или связанного с коррупцией правонарушения;

– обращение в суд с иском об установлении соответствующих фактов, свидетельствующих о том, что средства, выделенные из государственного бюджета на финансирование уставной деятельности политической партии, использованы политической партией на финансирование ее участия в соответствующих выборах или на цели, не связанные с осуществлением ее уставной деятельности в соответствии с Законом Украины «О политических партиях в Украине».

То есть, исключительно после проведения проверки Назка и направления выводу Назка специально уполномоченным субъектам в сфере противодействия коррупции (в том числе и Национальной полиции), в последних возникают полномочия на составление протокола об административном правонарушении.

В то же время, в случае нарушения последовательности таких действий (составление протокола без заключения Назка) следует указать на решение Европейского суда по правам человека по делу «Яременко против Украины», где указано следующее:

Кроме того, должна быть учтена качество таких доказательств и, в частности, то, порождают обстоятельства, при которых они были получены, любое сомнение относительно их достоверности и точности … ».

Среди прочего, Европейский суд по правам человека в решении вопроса о справедливое судебное разбирательство, применяет концепцию «плодов отравленного дерева», то есть оценку допустимости всей цепочки доказательств, основанных один за другим, а не каждого отдельного доказательства автономно. Тем не менее Европейский суд по правам человека исходит из того, что при недопустимости одного доказательства в едином цепочке, суд должен в подобном случае решить вопрос о справедливости судебного разбирательства в целом, примером чего является решение по делам «Хан против Соединенного Королевства», «Яременко против Украины (№2) ».

В данной же ситуации (составления протокола без заключения Назка), протоколы, являясь доказательством, не могут быть допустимым доказательством, поскольку полученные с нарушением процедуры – при отсутствии заключения Назка и отсутствия полномочий на самостоятельное осуществление проверки соблюдения антикоррупционного законодательства.

Автор: Иван Ищук

X
Хотите перезвоним вам за
2 минуты ?
Перезвоните