menu
Criminal practice
Anti-corruption measures
Arbitrage practice
Legal assistance
State registration
Migration services
real estate and construction
Accounting outsourcing
Tax practice
Family practice

RECOGNITION OF THE WILL INVALID. JUDICIAL PRACTICE

 According to the law, there are three grounds for declaring a will invalid: 1) in which the will of the testator was not free and did not correspond to his will; 2) it was drawn up by a person who did not have the right to do so (the person does not have the required amount of civil legal capacity to draw up a will); 3) it was drawn up in violation of the requirements regarding its form and certification (lack of notarial certification or certification by persons who are equivalent to notarial certification, drawing up of a will by a representative, the absence in the text of the will of the date, place of its preparation, etc.).

 So, article 1247 of the Civil Code of Ukraine defines general requirements for the form of a will, for example, its written form, indication of the time and place of its drawing up in it, the personal signature of the testator or the signature of another person in accordance with part 4 of Article 207 of the Civil Code of Ukraine, notarization or certification other officials and officials in accordance with Articles 1251-1252 of the Civil Code of Ukraine. In case of violation of such minimum necessary requirements in form and certification when drawing up a will, it is recognized as null and void, and recognition of its nullity in court is not required.

  An example from judicial practice

 After the death of her mother, the daughter accepted the inheritance by submitting, within six months, an application for acceptance of the inheritance to a private notary who opened the inheritance case. After the end of six months, she applied to the notary for a certificate of the right to inherit by law. As it turned out, the defendant submitted a will to the notary, which was certified by the secretary of the village council, according to which her mother, in the event of her death, made a so-called order that “all her property, wherever it may be and what it does not consist of, the house and in general everything that will belong to her on the day of her death and to which she is legally entitled to bequeath to the defendant. The daughter applied to the court with a claim to invalidate the will on the basis that the legal requirements regarding the form and procedure of certification were not complied with when drawing up the will.

 So, when drawing up a will, the requirements of the Instructions on the procedure for performing notarial acts by notaries of Ukraine were not complied with, namely, the will does not contain the date and place of birth of the testator, the full name of the official who attested the will is not indicated, and who read the will and whether it is the expression of the will of the testator, since the will was not written with his own hand, but with the help of generally accepted technical means.

 ➤ The court of first instance dismissed the claim. The position of the court

 It follows from the will that it is certified by an official of the village council. However, for the performance of notarial actions by such persons, another instruction was developed and operated, designed for notaries. In this case, the attestation of the will had to take place in compliance with the requirements of the Instruction on the procedure for performing notarial actions by officials of the executive committees of rural, settlement, city Councils of People’s Deputies of Ukraine. The specified instruction, as amended on the day of drawing up the will, did not provide for the procedure for announcing the will aloud if it was drawn up with the help of technical means. The specified instruction stipulates that the place and time of its drawing up should be indicated in the will, however, clause 8 of this instruction establishes that notarial actions are carried out in the premises of the executive committee of the village council of people’s deputies, and if notarial actions are carried out outside the premises of the executive committee of the rural advice, then this is indicated in the document itself, indicating the exact one and an example of drawing up a will is given. That is, based on the text of the will and the requirements of the instructions, the place of attestation of the will is the executive committee of the Zhernoklevsky village council of the Drabovsky district of the Cherkasy region, while the will itself bears the seal of the local government, and it is also indicated in the will that the person who made the will lives in the village. Zhernoklevs, Drabovsky district, Cherkasy region. The will also contains the date of drawing up and signing it by the testator. A will, in accordance with the requirements of the Instruction, must have the date and place of birth of the testator, however, pointing out these errors, it is not disputed that the will was signed by the testator. In addition, the will itself states that the person of the testator has been established and her legal capacity has been verified. Regarding the name of the position of the person, and the body to whom the will is certified, the name of the position of the official who certified him is indicated in the will, indicated as “secretary of the village council”, the text of the will indicates that it is notarized by the executive committee of the village council of the Drabovsky district of the Cherkasy region.

 At the same time, the place for the name of the village council is not filled in the name of the institution, and the name of the village council is not indicated in the title of the position of the person to whom the will is certified. However, the name of the institution can be seen on the seal affixed to the will where it is indicated – Zhernoklevsky village council of the Drabovsky district of the Cherkasy region. In this case, it is not proven that the person is not an authorized employee of the body whose seal is certified for his signature, the seal of the local self-government body – Zhernoklevsky village council of the Drabovsky district of the Cherkasy region, located at the place for the seal of the body that certifies the will, and carries information how the body (his official) certified the will.

 Considering the above, in this case, the mistakes made in drawing up the will are not significant, and they cannot be a consequence of the invalidation of the will. The form of the will complies with the general requirements for the form of wills in Article 1247 of the Civil Code of Ukraine and mistakes made in its preparation do not indicate its nullity. Therefore, the claim cannot be satisfied.

 The person filed an appeal and the decision of the court of appeal changed the decision of the first instance. The position of the court.

 Only in the event that, during the court examination, it is established that the person has no will to draw up a particular will, the court can invalidate such a will.

 If, in court proceedings, it is established that the will was drawn up by a person who did not have the right to do so, or it was drawn up in violation of the requirements regarding form and certification, then such a will is null and void, that is, invalid by virtue of law, and the court has no reason to recognize it as invalid. as a contested transaction.

 Taking into account the above legislative norms and the legal opinions of the Supreme Court, in the circumstances of this case, the Court of Appeal concluded that the disputed will in this case, by virtue of the provisions of Part 1 of Article 1257 of the Civil Code of Ukraine, is null and void, since it has shortcomings in its certification – despite that it was written in typewritten text (a typewriter on a pre-prepared form), the testamentary disposition was not read out to the testator.

 This circumstance is of significant importance, because provided that the testator did not write the text of the will with his own hand (as in this case), reading it out loud is the only way to make sure that the testator is fully familiar with his order regarding the estate.

 At the same time, the panel of judges rejected the appellant’s references as one of the grounds for recognizing the aforementioned will invalid, and the fact that it incorrectly indicates the place of its preparation and certification is unfounded, since the current legislation does not bind the validity or invalidity of the will with the given circumstance. The Supreme Court came to a similar conclusion in its ruling dated 01.07.2020 in case 637/228/17.

 So, since the panel of judges of the appellate instance established that the disputed will is null and void by virtue of the requirements of the law, therefore, it does not create any legal consequences, and its invalidation is an ineffective way to protect the violated rights of the plaintiff, therefore, the claim should be rejected.

Link to the decision of the first instance court
Link to the ruling of the court of appeal

Author: Iryna Leiko

lawyer, head of family law practice

«Prikhodko & Partners» Law Firm

X
Хотите перезвоним вам за
2 минуты ?
Перезвоните

menu
График работы

Пн-Пт: 09:30-18:00

Криминальная практика
Антикоррупционные мероприятия
Судебная практика
Правовая помощь
Государственная регистрация
Миграционные услуги
Недвижимость и строительство
Бухгатерский аутсорсинг
Налоговая практика
Семейная практика

ПРИЗНАНИЕ ЗАВЕЩАНИЯ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

 Согласно закону существует три основания для признания завещания недействительным: 1) в котором волеизъявление завещателя не было свободным и не отвечало его воле; 2) составлено лицом, не имевшим на это права (лицо не имеет необходимого объема гражданской дееспособности для составления завещания); 3) составлено с нарушением требований относительно его формы и удостоверения (отсутствие нотариального удостоверения или удостоверения лицами, которое приравнивается к нотариальному, составление завещания представителем, отсутствие в тексте завещания даты, места его составления и т.д.).

 Так, статьей 1247 Гражданского кодекса Украины определены общие требования к форме завещания, например, его письменная форма, указания в нем времени и места его составления, личная подпись завещателя или подпись другого лица в порядке части 4 статьи 207 Гражданского кодекса Украины, нотариальное удостоверение или удостоверение другими служебными и должностными лицами в соответствии со статьями 1251-1252 Гражданского кодекса Украины. В случае нарушения таких минимально необходимых требований по форме и удостоверение при составлении завещания, он признается ничтожным, причем признание его ничтожности в судебном порядке не требуется.

 ◉ Пример из судебной практики

 После смерти матери дочь приняла наследство путем подачи в шестимесячный срок заявления о принятии наследства к частному нотариусу, которым было открыта наследственное дело. После окончания шести месяцев она обратилась с заявлением к нотариусу о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону. Как оказалось, ответчиком нотариусу подано завещание, которое удостоверено секретарем сельского совета, согласно которому ее мать на случай своей смерти сделала так называемое распоряжение, что «все свое имущество, где бы оно ни было и из чего бы оно не состояло, дом и в общем все то, что будет принадлежать ей на день смерти и на что она по закону имеет право завещает ответчику. Дочь обратилась в суд с иском о признании завещания недействительным на основании того, при составлении завещания не были соблюдены требования законодательства относительно формы и порядка заверения.

 Так, при составлении завещания не были соблюдены требования Инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами Украины, а именно, завещание не содержит даты и места рождения завещателя, не указана полное название должностного лица, удостоверившее завещание, а также не указано кто прочитал завещание и соответствует ли оно волеизъявлению завещателя, так как завещание написано не собственноручно, а с помощью общепринятых технических средств.

  Судом первой инстанции было отказано в удовлетворении иска. Позиция суда

 Из завещания следует, что оно удостоверено должностным лицом сельского совета. Однако, для совершения нотариальных действий такими лицами была разработана и действовала другая инструкция, рассчитана на нотариусов. В данном случае удостоверение завещания должно было происходить с соблюдением требований Инструкции о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами исполнительных комитетов сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов Украины. Указанная инструкция, в редакции на день составления завещания, не предусматривала процедуры объявления вслух завещания, если оно составлено с помощью технических средств. Указанной инструкцией предусмотрено, что в завещании должно быть указано место и время его составления, однако п. 8 этой инструкции устанавливает, что нотариальные действия осуществляются в помещении исполнительного комитета сельского совета народных депутатов, а в случае, если нотариальные действия осуществляются вне помещения исполнительного комитета сельского совета, то об этом указывается в самом документе с указанием точного и приведен пример по составлению завещания. То есть, исходя из текста завещания и требований инструкции место удостоверения завещания является исполнительный комитет Жерноклевского сельского совета Драбовского района Черкасской области, при этом на самом завещание является печать органа местного самоуправления, а также в завещание указано, что лицо, составившее завещание проживает в с. Жерноклевы Драбовского района Черкасской области. Завещание содержит также дату составления и подписания его наследодателем. Завещание в соответствии с требованиями Инструкции должно иметь дату и место рождения завещателя, однако, указывая на данные ошибки не оспаривается факт, что завещание подписано завещателем. Кроме того, в самом завещании указано, что лицо завещателя установлено и проверено ее дееспособность. Относительно названия должности лица, и органа которым удостоверено завещание, то в завещании указано название должности должностного лица, которое его заверила, указано как «секретарь сельского совета», в тексте завещания указано, что оно нотариально удостоверено исполнительным комитетом сельского Совета Драбовского района Черкасской области.

 При этом в названия учреждения не заполнено место для названия сельского совета, и в названии должности лица, которым удостоверено завещание не указано название сельского совета. Однако, название учреждения усматривается на печати, проставленной на завещании где указано – Жерноклевский сельсовет Драбовского района Черкасской области. В этом случае не доказано, что лицо не является уполномоченным работником органа, печатью которого заверена его подпись, сама печать органа местного самоуправления – Жерноклевского сельского совета Драбовского района Черкасской области, расположенная на месте для печати органа, который заверяет завещание, и несет информацию, каким органом (его должностным лицом) заверено завещание.

 Учитывая изложенное, в данном случае допущенные ошибки при составлении завещания не являются существенными, и они не могут быть последствием признания завещания недействительным. Форма завещания соответствует общим требованиям, предъявляемым к форме завещаний в ст. 1247 Гражданского кодекса Украины и допущенные ошибки при его составлении не свидетельствуют о его ничтожности. Поэтому иск не подлежит удовлетворению.

 Лицо обратилось с апелляционной жалобой и постановлением апелляционного суда решение первой инстанции изменено.

 ◉ Позиция суда

 Только в случае, если при судебном рассмотрении будет установлено отсутствие волеизъявления лица на составление того или иного завещания суд может признать такое завещание недействительным.

 Если же при судебном разбирательстве устанавливается, что завещание составлено лицом, не имевшим на это права, или оно составлено с нарушением требований относительно формы и удостоверения, то такое завещание является ничтожным, то есть недействительным в силу закона, а суд не имеет оснований признавать его недействительным как оспариваемую сделку.

 Учитывая вышеизложенные нормы законодательства и правовые заключения Верховного Суда, при обстоятельствах этого дела апелляционный суд пришел к выводу о том, что спорное завещание в данном деле в силу положений ч.1 ст. 1257 ГК Украины является ничтожным, поскольку имеет недостатки в его удостоверении – несмотря на то, что оно написано машинописным текстом (печатная машинка на заранее подготовленном бланке), завещателю завещательное распоряжение вслух не было зачитано.

 Это обстоятельство имеет существенное значение, ведь при условии, что завещатель собственноручно не написал текст завещания (как в этом деле), зачитывания вслух является единственным способом убедиться, что завещатель полностью ознакомился со своим распоряжением относительно наследственного имущества.

 При этом коллегия судей отклонила ссылки апеллянта, как на одну из оснований признания вышеупомянутого завещания недействительным, и то, что в нем неверно указано место его составления и удостоверения, является безосновательным, так как действующее законодательство не связывает действительность или недействительность завещания приведенным обстоятельством. К аналогичному выводу пришел ВС в постановлении от 01.07.2020 года по делу 637/228/17.

 Итак, поскольку коллегия судей апелляционной инстанции установила, что спорное завещание является ничтожным в силу требований закона, поэтому и не создает никаких правовых последствий, а признания его недействительным является неэффективным способом защиты нарушенных прав истца, поэтому в иске должно быть отказано.

Ссылка на решение суда первой инстанции

Ссылка на постановление суда апелляционной инстанции

Автор: Ирина Лейко

адвокат, руководитель практики семейного права

юридической компании «Приходько и партнеры»

X
Хотите перезвоним вам за
2 минуты ?
Перезвоните