menu
График работы

Пн-Пт: 09:30-18:00

Криминальная практика
Антикоррупционные мероприятия
Судебная практика
Правовая помощь
Государственная регистрация
Миграционные услуги
Недвижимость и строительство
Бухгатерский аутсорсинг
Налоговая практика
Семейная практика

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ТРЕВОЖИТ НАПК?

В последнее время Национальное агентство по предупреждению коррупции активизировало свою деятельность, в том числе проверяются: декларация о доходах 2017 (электронная декларация 2018), декларация о доходах 2018 (электронная декларация 2018), электронная декларация 2019 Одним слово каждая декларация о доходах государственного служащего представлена за последние 3 года.

Наиболее распространенным нарушением, которые проявляют работники НАПК является нарушение сроков подачи электронных деклараций, как следствие составления протокола о коррупции. Однако необходимо помнить, что решение о привлечении к ответственности принимает не НАПК, а суд.

Поэтому, в случае выявления коррупционного правонарушения, перечень которых предусмотрен главой 13-А Кодекса Украины об административных правонарушениях, рекомендуем обращаться к специалисту по вопросам защиты в сфере коррупционных правонарушений, среди которых, в частности:

 Статья 172-4. Нарушение ограничений относительно совместительства и совмещения с другими видами деятельности

 Статья 172-5. Нарушение установленных законом ограничений относительно получения подарков

 Статья 172-6. Нарушение требований финансового контроля

 Статья 172-7. Нарушение требований по предотвращению и урегулированию конфликта интересов

 Статья 172-8. Незаконное использование информации, которая стала известна лицу в связи с выполнением служебных или иных определенных законом полномочий

 Статья 172-9. Непринятие мер по противодействию коррупции

 Статья 172-9-1. Нарушение запрета размещения ставок на спорт, связанных с манипулированием официальным спортивным соревнованием

 Статья 172-9-2. Нарушение законодательства в сфере оценки воздействия на окружающую среду

Наиболее распространенной все же практика составления протоколов по ст. 172-6 КУоАП, комментарий применение которой сейчас совершенно не прописано, что вызывает определенные трудности при применении защиты адвокатом по вопросам коррупции.

Кодекс Украины об административных правонарушениях предусматривает перечень административных правонарушений, связанных с коррупцией, но в этой статье остановимся лишь на анализе оснований обжалования протокола об административном правонарушении, составленного за нарушение требований финансового контроля, которое заключалось в несвоевременном представлении без уважительных причин декларации лицом, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления (ст. 172-6 КУоАП).

В этом случае законодатель устанавливает отсутствие уважительных причин несвоевременного представления декларации как принципиального элемента состава правонарушения. Так, уважительными причинами понимают невозможность лица подать вовремя декларацию в связи с болезнью, нахождением лица на лечении, в результате стихийного бедствия (наводнения, пожары, землетрясения), технических сбоев официального сайта Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции, истребованием сведений, необходимых для внесения в декларацию, пребыванием (содержанием) под стражей и тому подобное.

В то же время административное взыскание за совершение административного правонарушения, связанного с коррупцией, может быть наложено в течение трех месяцев со дня выявления, но не позднее двух лет со дня его совершения (ч. 3 ст. 38 КоАП). Продолжение течения сроков наложения административных взысканий законом не предусмотрено, поэтому в случае их окончания производства по делу подлежит закрытию. Если же на момент рассмотрения дела в суде закончились сроки привлечения лица к административной ответственности, то суд в случае возражения лицом своей вины или наличии в его действиях состава административного правонарушения должен исследовать все обстоятельства дела, установить, содержит ли деяние признаки и состав административного правонарушения, а также принадлежит лицо к субъектам данного правонарушения, виновата она в его совершении, и только после этого закрыть производство по делу.

Следует заметить, что законодательством также не предусмотрено, в течение какого срока после выявления административного правонарушения, связанного с коррупцией, уполномоченный субъект должен составить соответствующий протокол.

Если при решении вопроса о составлении протокола о совершении административного правонарушения, связанного с коррупцией, лицо уволится по собственному желанию с должности, связанной с выполнением функций государства или местного самоуправления, она не может быть уволена в связи с привлечением к административной ответственности.

В соответствии со ст. 277 КУоАП дело об административном коррупционном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судом протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Этот срок останавливает суд в случае, если лицо, в отношении которого составлен протокол об административном коррупционном правонарушении, умышленно уклоняется от явки в суд или по уважительным причинам не может туда явиться (болезнь, пребывание в командировке или на лечении, в отпуске и т.д.). Однако законодатель не определил, останавливается при этом также и срок наложения административного взыскания.

Частью 2 ст. 268 КУоАП установлено обязательное присутствие при рассмотрении дела лица, которое привлекается к административной ответственности по ст. ст. 172-4 – 172-9 КУоАП. В случае уклонения от явки по вызову органа внутренних дел или судьи районного, районного в городе, городской или горрайонный суд это лицо может быть подвергнуто принудительному приводу.

В соответствии с п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 25.05.98 г.. № 13 «О практике рассмотрения судами дел о коррупционных деяниях и других правонарушениях, связанных с коррупцией» в делах этой категории суды должны выяснять в каждом деле такие вопрос: было правонарушения, за которое лицо привлекается к ответственности; содержит деяние состав коррупционного правонарушения, предусмотренного Законом; или лицо является виновным в его совершении; принадлежит ли она к субъектам данного правонарушения; не содержит правонарушения признаков преступления; или не закончились на момент рассмотрения дела сроки, предусмотренные ст. 38 КУоАП; нет ли других обстоятельств, исключающих производство по делу.

Судебная практика по несвоевременно поданную е декларацию также сегодня неоднозначна, неоднозначной является и применение в 38 КУоАП, по закрытию административного производства по истечением сроков привлечения к ответственности.

Поэтому, исключительно специалист, который разбирается в вопросы защиты в коррупционных правонарушениях, может объективно определить момент выявления коррупционного правонарушения, конкретный день выявления административного правонарушения, срок давности коррупционного правонарушения, с целью дальнейшего обжалования протокола о коррупции, с учетом положений ст 172 6 КУоАП с учетом того, что судебная практика

неоднозначна и сроки привлечения к ответственности трактуются по-разному.

В случае ненадлежащего защиты и не знание своих прав, как лица в отношении которого составлен протокол об административном коррупционном правонарушении может привести к негативным последствиям.

Таким образом, протокол о коррупции имеет последствия, в частности согласно части первой статьи 65 Закона Украины «О предотвращении коррупции» (далее – Закон) за совершение коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений лица, указанные в части первой статьи 3 настоящего Закона, привлекаются к уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности в установленном законом порядке. То есть, ответственность за коррупционные правонарушения может быть уголовная ответственность за коррупционные правонарушения, административная ответственность за коррупционные правонарушения и дисциплинарная ответственность за коррупционное правонарушение.

Порядок привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности определен Законом Украины «О государственной службе». В соответствии со статьей 64 указанного Закона за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, определенных настоящим Законом и другими нормативно-правовыми актами в сфере государственной службы, должностной инструкцией, а также нарушение правил этического поведения и другое нарушение служебной дисциплины государственный служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном настоящим Законом.

В соответствии со статьей 69 Закона Украины «О государственной службе» для осуществления дисциплинарного производства с целью определения степени вины, характера и тяжести совершенного дисциплинарного проступка образуется дисциплинарная комиссия по рассмотрению дисциплинарных дел (далее – дисциплинарная комиссия). Дисциплинарной комиссией в отношении государственных служащих, занимающих должности государственной службы категории «А», является Комиссия. Дисциплинарную комиссию в отношении государственных служащих, занимающих должности государственной службы категорий «Б» и «В», образует руководитель государственной службы в каждом государственном органе.

В то же время в соответствии с частью третьей статьи 65 Закона с целью выявления причин и условий, способствовавших совершению коррупционного или связанного с коррупцией правонарушения или невыполнению требований этого Закона иным способом, по представлению специально уполномоченного субъекта в сфере противодействия коррупции или предписанию Национального агентства решению руководителя органа, предприятия, учреждения, организации, в котором работает лицо, совершившее такое правонарушение, проводится служебное расследование в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

Порядок проведения служебного расследования в отношении лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, и лиц, для целей Закона Украины «О предотвращении коррупции» приравниваются к лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 13.06. 2000 № 950 (в редакции постановления Кабинета Министров Украины от 13.09.2017 г.. № 691).

Необходимо понимать, что ответственность за коррупцию, в том числе ответственность за коррупционные деяния, ответственность за коррупционные преступления, ответственность за коррупционные или связанные с коррупцией правонарушения, ответственность за коррупционное правонарушение, ответственность за коррупционные или связанные с коррупцией правонарушения понятие внешне тождественны , однако имеют различную юридическую основу. Что требует, совершенных знаний в этой сфере.

Обращаем Ваше внимание на очередное положительное решение суда, принятое в интересах клиента АБ «PRIKHODKO & PARTNERS». Так, в очередной раз производство по делу о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 172-6 КУоАП закрыто, в связи с истечением срока привлечения лица к административной ответственности.

X
Хотите перезвоним вам за
2 минуты ?
Перезвоните