menu
График работы

Пн-Пт: 09:30-18:00

Криминальная практика
Антикоррупционные мероприятия
Судебная практика
Правовая помощь
Государственная регистрация
Миграционные услуги
Недвижимость и строительство
Бухгатерский аутсорсинг
Налоговая практика
Семейная практика

ПРОЦЕДУРА ПОДГОТОВКИ ЖАЛОБЫ В ЕСПЧ К РАССМОТРЕНИЮ

 Как правило, рассмотрение жалобы в ЕСПЧ осуществляется в несколько этапов. Первая стадия является предварительной, в ходе которой осуществляется переписка заявителя с Секретариатом ЕС. Еще несколько лет назад этот этап занимал довольно длительное время, поскольку у заявителя уточняли ту или иную информацию. Все данные необходимо было предоставлять в письменном виде, поэтому процесс затягивался на месяцы и даже годы.

 Сегодня ситуация в корне изменилась. Секретариат ЕС отказался от такой практики. После регистрации жалобы заявитель получает на руки решение, что его обращение считается приемлемым, или неприемлемым и не подлежит рассмотрению. В первом случае обращения поступает в почтовый отдел.

 Каждый день международный судебный институт получает около 1500 корреспонденции, поэтому обработка писем отнимает немало времени. Центральный почтовый подразделение направляет заявление в юридический отдел, который рассматривает дела страны-ответчика. Его специалисты знакомы с законодательством этого государства и свободно владеют языком.

 Следующий этап – обращению присваивается номер. Однако это не говорит о том, что дело принято к производству, работник начинает заниматься подготовкой данных для судей, которые в дальнейшем будут рассматривать жалобу. Эта процедура может занять длительное время, поскольку ежегодно в ЕС поступает около 50 000 жалоб.

 ◈ Рассмотрение жалобы ЕСПЧ

 Если вся информация о согласовании собрана, сотрудник юридического отдела передает жалобу для рассмотрения в ЕСПЧ. Она может попасть в одну из пяти секций:

 Если в жалобе затрагиваются вопросы, по которым Страсбургский суд уже неоднократно выносил решения, то есть повторяющиеся вопросы, дело передается в Комитет по 3-х судей. Он имеет право признать обращением неприемлемым (прекратить производство), или позволить жалобу по существу.

 В случае если данное обращение не имеет никаких перспектив, оно вручается единоличного судьи, который может признать жалобу неприемлемой, или передать ее в Комитет. Как правило, на этом этапе процедура рассмотрения жалобы в ЕСПЧ завершается выдачей заявителю решение.

 Если по подобным заявлениям ЕС ранее не выносились судебные решения, жалоба направляется в Палату по семи судей. Возможно два результата рассмотрения жалобы ЕСПЧ: она решается по существу или признается неприемлемой.

 В особо сложных ситуациях Палата по 7 судей принимает решение отдать на рассмотрение дело в Большую Палату.

 На заметку: перед тем, как определиться с порядком рассмотрения жалобы в ЕСПЧ, Палата и Комитет обращаются к правительству страны-ответчика с целью предоставления замечаний по делу (в письменном виде). Кроме этого, ЕС предлагает государству-ответчику и заявителю заключить мировое соглашение.

 ◈ Сроки рассмотрения жалоб в ЕСПЧ

 Обычно процедура рассмотрения жалобы в ЕСПЧ занимает достаточно длительное время – от 2 до 5 лет. Только регистрация обращения выполняется через 8-10 недель после подачи жалобы, потом на вынесение решения о приемлемости или неприемлемости обращения идет еще 1-2 года. В течение 6 месяцев может осуществляться обмен возражениями между заявителем и российским представителем. Еще столько же времени потребуется на вынесение решения по существу.

 Конечно, можно попросить ЕС о досрочном сообщении представителя страны-ответчика и о внеочередном рассмотрении дела. Последний вариант возможен на основании 41 условия Регламента ЕС, в котором затрагиваются вопросы первостепенной важности. Например, если речь идет о грубом нарушении права на жизнь.

 Как показывает практика, более упрощенная процедура рассмотрения жалобы в ЕСПЧ возможна только в том случае, если в обращении затрагиваются вопросы относительно несоблюдения одной-двух статей ЕК, а не всего списка прав.

Вынесение постановления

 Последний этап, на котором завершается порядок рассмотрения жалоб в ЕСПЧ. Изучив обращения по сути, ЕС принимает окончательное решение – права человека были нарушены (назначается денежная компенсация), или нарушений выявлено не было. Все решения ЕС не оспариваются.

 ➤ Подводим итоги

 Выполнение решений ЕС обеспечивается Комитетом Министров СЕ. Решение ЕС являются обязательными для стран-участников, обязаны в трехмесячный срок выплачивать денежную компенсацию, если права заявителя были признаны нарушенными. Кроме выплаты денежной компенсации возможно принятие мер индивидуального характера: рассмотрение жалобы во внутренних судах или мера, позволяющая восстановить право. Также ЕС может рекомендоваться принять меры общего характера: изменение судебной практики или законодательства, если они не соответствует принципам ЕК. Так, например, было изменено бельгийское законодательство после рассмотрения жалобы по «делу Маркс» по отношению к детям, появившихся на свет вне брака.

 Рассмотрев порядок рассмотрения жалоб в ЕСПЧ, можно сделать вывод, что он четко придерживается главным судебным органом Совета Европы. Все решения ЕС, принятые в отношении физлиц и негосударственных организаций, способны внести большой вклад в изменение правовой ситуации в странах-членах. Однако подача жалобы и прохождения всех этапов рассмотрения дела в Страсбургском суде связано со стрессом. Если вам необходима помощь опытного юриста по данным вопросам, вы можете обратиться в нашу компанию. Мы предоставим всестороннюю юридическую поддержку.

Автор: Анатолий Перепельченко

адвокат, заместитель управляющего партнера

юридической компании «Приходько и партнеры»

X
Хотите перезвоним вам за
2 минуты ?
Перезвоните