menu
График работы

Пн-Пт: 09:30-18:00

Криминальная практика
Антикоррупционные мероприятия
Судебная практика
Правовая помощь
Государственная регистрация
Миграционные услуги
Недвижимость и строительство
Бухгатерский аутсорсинг
Налоговая практика
Семейная практика

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПУБЛИЧНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В СФЕРЕ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В УКРАИНЕ: КЛАССИФИКАЦИОННЫЙ АСПЕКТ

 Среди субъектов, которых государство уполномочивает принимать меры по предотвращению и противодействию коррупции и по которым она определяет общие направления осуществления их полномочий, большинство исследователей выделяет три группы:

1. Субъектам с общими полномочиями:

  • Президент Украины – в пределах своих полномочий он утверждает общенациональные программы, концепции и т.д.;
  • Верховная Рада Украины – единственный орган законодательной власти в Украине;
  • Кабинет Министров Украины – как высший орган в системе органов исполнительной власти (примером нормативной координационной деятельности Правительства является установление и изменение структурных подразделений органов исполнительной власти, в том числе подразделений, деятельность которых направлена ​​на предотвращение и противодействие коррупции);
  • Генеральный прокурор Украины в части реализации своего конституционного статуса;

2. Субъекты со специальными полномочиями – осуществляют мероприятия по предотвращению и противодействию ей, непосредственно обнаруживают, прекращают или расследуют коррупционные правонарушения связаны с ними:

  • органы прокуратуры;
  • органы Национальной полиции Украины;
  • Национальное антикоррупционное бюро Украины;
  • Национальное агентство по предупреждению коррупции;

3. Субъектам с полномочиями участника антикоррупционных мероприятий – субъекты, которые имеют право только участвовать в предотвращении и противодействии коррупции. Однако в определенных случаях они вправе осуществлять меры по пресечению коррупционных правонарушений, способствовать восстановлению нарушенных прав или интересов государства, физических и юридических лиц, участвовать в информационном и научно – исследовательском обеспечении проведения мероприятий по предотвращению и противодействию коррупции, привлекаться к таким мерам:

  • государственные органы;
  • органы власти;
  • органы местного самоуправления;
  • предприятия, учреждения, организации независимо от подчиненности и формы собственности, их должностные и служебные лица;
  • должностные и служебные лица юридических лиц публичного права, их структурных подразделений;
  • граждане, объединения граждан (по их согласию).

 Кроме названных выше, А. Иванов считает, что классификации целесообразно было бы добавить еще одну группу – 4) специализированные антикоррупционные субъекты;

 По нашему мнению, представителей публичной администрации в сфере предотвращения и противодействия коррупции целесообразно классифицировать в следующие группы:

  • носители политической воли – Президент Украины, фракции политических сил в Верховной Раде Украины, Комитет Верховной Рады Украины по вопросам предотвращения и противодействия коррупции, Кабинет Министров Украины, Национальный совет по вопросам антикоррупционной политики при Президенте Украины;
  • антикоррупционные органы – Национальное агентство Украины по вопросам предотвращения коррупции (НАПК), Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ), Государственное бюро расследований (ГБР), Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП) и Национальное агентство Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений (АРМА), Высший антикоррупционный суд Украины (ВАС);
  • специально уполномоченные органы в сфере противодействия коррупции – органы прокуратуры и Национальной полиции, НАПК, ГБР, АРМА;

4. Реализаторы антикоррупционной политики – государственные органы, их подчиненные органы на который возложена обязанность выполнения конкретного антикоррупционного мероприятия; предприятия частного сектора, а также отдельные граждане или их объединения – по соглашению;

5. Формирователи антикоррупционной политики – НАПК и Кабинет Министров Украины;

6. Субъекты, которые привлекаются к процессу формирования антикоррупционной политики – Национальный совет по антикоррупционной политике при Президенте Украины, Министерство юстиции Украины, НАПК, ГБР, АРМА, Правительственный уполномоченный по вопросам антикоррупционной политики, Антикоррупционная инициатива Европейского Союза в Украине, Министерство иностранных дел Дании, Программа развития ООН, Transparency International Ukraine, ЭЙДОС (центр политических исследований и аналитики), Международный фонд «Возрождение» и другие;

7. Участники антикоррупционных программ – Министерство здравоохранения Украины, Министерство энергетики и защиты окружающей среды Украины, Министерство юстиции Украины, Министерство финансов Украины, Министерство социальной политики Украины, Министерство внутренних дел Украины, Министерство образования и науки Украины, Министерство культуры, молодежи и спорта Украина, Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины, Министерство и Комитет цифровой трансформации Украины, Фонд государственного имущества Украины, Государственная аудиторская служба Украины, Государственная служба Украины по безопасности на транспорте, Государственная авиационная служба Украины, Государственная служба Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра;

8. Граждане и объединения граждан – Общественная Правозащитная организация «Права человека», Центр политико-правовых реформ, Transparency International Украина, Центр политических студий и аналитики «Эйдос», Центр Противодействия Коррупции, Группа «Антикоррупционная реформа» реанимационное пакета реформ, и другие;

9. Международные независимые эксперты и организации – Карлос Кастресана (Carlos Castresana), Джованни Кесслер (Giovanni Kessler), USAID, Transparency International и другие.

Автор: Андрей Приходько

адвокат, доктор юридических наук

управляющий партнер юридической компании Приходько и партнеры

X
Хотите перезвоним вам за
2 минуты ?
Перезвоните