menu
Criminal practice
Anti-corruption measures
Arbitrage practice
Legal assistance
State registration
Migration services
real estate and construction
Accounting outsourcing
Tax practice
Family practice

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE PROTECTION OF THE RIGHT TO FREEDOM OF EXPRESSION OF VIEWS IN THE PRACTICE OF THE EUROPEAN COURT OF HUMAN RIGHTS

 The right to freedom of expression or better said freedom of expression. Something ambiguous and for everyone. Everyone attaches several meanings to this concept: to freely express their thoughts, to disseminate them, as well as to express themselves through certain forms, be it drawing, graffiti, a piece of music, a theatrical production, etc. That is to express their thoughts not only orally but also in writing, as well as implicit actions.

 But can these two concepts be identified? Maybe one is part of another? For example, freedom of expression includes the following elements: the right of a person to choose his style of behavior, the right to choose the manner of behavior (movement, gestures, facial expressions), the right to appearance (appearance), personal integrity (in the sense that no one can to connect a person’s ways of using his own body), etc. And, accordingly, freedom of expression is understood as an integral part of the right to freedom of expression or closely related freedom. In any case, in the legislation of the majority of the state as such a visible boundary between them is not drawn; The exception is Portugal, whose Constitution explicitly enshrines this right as follows: a person has the right, both internally and externally, in the form he likes, to express himself externally (tattoos, hairstyles, tunnels in the ears). Therefore, we will talk further about the right to self-expression as part of the freedom of expression.

 This right has always been discussed in the legal sphere. Where do its boundaries end? And can they be installed at all?

 At the international level, the right to freedom of expression is reflected in many legal acts that are universally binding on most countries. In particular, in Art. 19 of the Universal Declaration of Human Rights states: Everyone has the right to freedom of opinion and expression.

 In addition to the international level, this right is undoubtedly found at the national level of the state. Thus, in France, the free expression of opinions and opinions – a precious human right, which is why everyone can freely express, write, print, etc., responsible only for the abuse of this freedom, in cases provided by law (Article 11 of the Declaration of Human Rights and citizen).

 For more than half a century, the ECHR has been effective at the international level in resolving disputes between citizens and the state. In its decisions (referring to decisions on citizens’ disputes against France), it refers primarily to the Law on Freedom of the Press of July 29. 1881, which regulates such important issues as the amount of responsibility for the abuse of freedom of the press and its subjects.

 In practice, it has long been not uncommon for the work of these norms, their application is a kind of ground for decision-making at the national and international levels.

 Consider Leroy v. France, October 2, 2008. Circumstances of the case: September 11, 2001 (the tragic day of the fall of the Twin Towers), the artist (applicant) presented a caricature depicting the event to the weekly and below inscription: We all dreamed of it – “Hamas” did (paraphrased advertising of a famous brand). The cartoonist wanted to depict the destruction of the American empire on the day of the attack in New York. The published picture caused mixed opinions. At the request of the prefect, the republican prosecutor instituted criminal proceedings against the weekly (the applicant and the editor-in-chief appeared in court on charges of justifying terrorism and aiding and abetting, Article 24 of the 1881 Act).

 After exhausting all mechanisms of domestic protection, he appealed to the ECHR, which unanimously decided that the violation of Art. 10 of the Convention was not here. Demonstrating a tragic event in the picture and accompanying the caricature with the word “dream”, which testifies to the approval of the death of people, the artist in the eyes of many people as if calling for terrorism. And the court noted that the measures taken by the authorities were grounded: ensuring public peace, preventing riots or crimes. The drawing, although sufficient in itself, characterizes the applicant’s intention, but nevertheless in conjunction with the accompanying text the caricature is not limited to a critique of American imperialism, supporting and glorifying its destruction by violence.

 It turns out that freedom of expression, in fact, has certain restrictions that must carry a fairly correct ground.

 Skoda-Paul Costa in 2001 (then the current judge of the European Court of Human Rights, elected by France), analyzing the case law, noted that this freedom applies not only to information and ideas that are perceived favorably or assessed as harmless and safe, but also on those that affect, disturb the state or part of the population. And restrictions are allowed subject to 3 conditions:

  • the law must provide for the possibility of such a restriction;
  • such restrictions must meet one of the legitimate aims enshrined in the final part of Art. 10 of the European Convention for the «Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms»;
  • such restrictions must be deemed necessary in a democratic society.

 Sometimes these restrictions turn into a rather strange form. For example, in 2005, a law in Virginia banned the wearing of low-waisted jeans, from which underwear can be seen. A similar act applies in Louisiana. According to him, violators face a fine of $ 500 or imprisonment for up to 6 months.

 Also in the early 2000s, there was a case: the young man was arrested by the police, the detention order stated the following grounds: «because of wearing a baseball cap with a visor back». The boy was arrested because, according to police, wearing a baseball cap is associated with gangster activity. Therefore, law enforcement officers consider it necessary to consolidate the way of wearing a hat, because it will contribute to a sense of security of others. But the court took the side of the injured party in this situation, arguing that the introduction of a dress code for wearing a baseball cap is not in the public interest.

 Thus, freedom of expression is quite specific, and its implementation in the modern world encounters a number of certain conventions. Permission of such in different countries is different, but the validity of such permission is based on the three most important principles of restriction of this freedom.

Author: Dmitry Chernikov

assistant lawyer

«Prikhodko & Partners» Law Firm

X
Хотите перезвоним вам за
2 минуты ?
Перезвоните

menu
График работы

Пн-Пт: 09:30-18:00

Криминальная практика
Антикоррупционные мероприятия
Судебная практика
Правовая помощь
Государственная регистрация
Миграционные услуги
Недвижимость и строительство
Бухгатерский аутсорсинг
Налоговая практика
Семейная практика

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАЩИТЫ ПРАВА НА СВОБОДУ СЛОВА НА ПРАКТИКЕ ЕСПЧ

 Право на свободу выражения или лучше будет сказать свобода самовыражения. Что-то неоднозначное и для каждого свое. Любой человек вкладывает в это понятие несколько значений: свободно выражать свои мысли, распространять их, а также выражаться с помощью определенных форм, будь-то рисунок, граффити, музыкальное произведение, театральная постановка и т.п. То есть выражать свои мысли не только устно, но и письменно, а также конклюдентными действиями.

 Но можно ли отождествлять эти два понятия? Может быть одно является составной частью другого? Например, свобода самовыражения включает в себя следующие элементы: право человека выбирать свой стиль поведения, право выбора манеры поведения (движение, жесты, мимика), право на внешний вид (внешность), личную неприкосновенность (в смысле того, что никто не может навязывать лицу способы использования собственного тела) и т. д. и, соответственно свобода самовыражения понимается как составная часть права на свободу выражения взглядов или тесно связанная с ней свобода. Во всяком случае в законодательстве большинства государств, как таковой видимой границы между ними не проводится; исключением является Португалия, в Конституции которой, прямо закреплено данное право следующим образом: «человек имеет право как во внутренних характеристиках, так и снаружи, в форме которая ему нравится, выражать себя внешне (татуировка, прическа, тоннели в ушах)». Поэтому далее мы будем говорить о праве на самовыражение как части на свободу слова.

 Данное право во все времена обсуждалось в правовой сфере. Где заканчиваются его границы? А можно ли их вообще устанавливать?

 На международном уровне право на свободу выражения взглядов нашло свое отражение во многих правовых актах, являются общеобязательными для большинства стран. В частности, в ст. 19 Всеобщей декларации прав человека закреплено: «каждый человек имеет право на свободу убеждений и свободное выражение их».

 Кроме международного уровня свое закрепление данное право находит, несомненно, и на национальном уровне государства. Так, во Франции свободное выражение мыслей и мыслей – драгоценные право человека, поэтому каждый может свободно высказываться, писать, печатать и т. д., Отвечая лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом (ст. 11 Декларации прав человека и гражданина).

 Уже более полувека на международном уровне действует эффективный в плане разрешения споров между гражданами и государством орган – ЕСПЧ, который в своих решениях (имеются в виду решения по спорам граждан против Франции) ссылается, прежде всего на норму из закона о свободе прессы от 29 июля 1881 года, которым регламентируются такие важные вопросы, как размер ответственности за злоупотребление свободой печати и ее субъекты.

 На практике уже давно не редкость, что работа этих норм, их применение является почвой для принятия решений на национальном и международном уровнях.

 Рассмотрим дело Леруа против Франции от 2 октября 2008 года. Обстоятельства дела: 11 сентября 2001 года (в трагический день падения «башень-близнецов»), художник передал в редакцию еженедельника карикатуру, на которой было изображено данное событие, а снизу виднелась надпись: «Мы все мечтали об этом – «Хамас» сделал» (перефразирована реклама известного бренда). Карикатурист хотел изобразить разрушение американской империи в день нападения, произошедшего в Нью-Йорке. Опубликованный рисунок вызвал неоднозначные мнения. По требованию префекта республиканский прокурор возбудил уголовное дело против еженедельника (заявитель и ответственный редактор предстали перед судом по обвинению в оправдании терроризма и пособничества – ст. 24 Закона 1881 года). Естественно, дело решилось не в пользу художника.

 После исчерпания всех механизмов внутригосударственной защиты он обратился в ЕСПЧ, который единогласно решил, что нарушение ст. 10 Конвенции здесь не было. Демонстрируя на рисунке трагическое событие и сопровождая карикатуру словом «мечтать», что свидетельствует об одобрении гибели людей, художник в глазах многих людей как – будто призвал к терроризму. И суд отметил, что меры, принятые со стороны власти имели место быть: обеспечение общественного порядка, предотвращения беспорядков или преступлений. Рисунок, хотя и сам по себе достаточно характеризует намерении заявителя, но тем не менее в совокупности с сопровождающим ее текстом карикатура не ограничивается критикой американского империализма, поддерживая и прославляя его разрушения с помощью насилия.

 Получается, что свобода выражения мнений, по сути, имеет определенные ограничения, которые должны носить собой довольно правильную почву.

 Жаль-Поль Коста в 2001 г. (тогда он был действующим судьей ЕСПЧ, избранным от Франции), анализируя практику суда, отметил, что данная свобода распространяется не только на информацию и идеи, которые воспринимаются благосклонно или оцениваемые как безвредные и безопасные, но и на те, которые затрагивают, беспокоят государство или часть населения. А ограничения допускаются при соблюдении 3-х условий:

  • в законе должна быть предусмотрена возможность такого ограничения;
  • такие ограничения должны соответствовать одной из легитимных целей, закрепленной в финальной части ст. 10 Европейской конвенции «О защите прав человека и основных свобод»;
  • такие ограничения должны быть признаны необходимыми в демократическом обществе.

 Иногда эти ограничения выливаются в довольно странную форму. Например, в 2005 г. с принятием закона в штате Вирджиния запрещалось ношение джинсов с заниженной талией, из-под которых виднеется нижнее белье. Подобный акт действует в штате Луизиана. Согласно ему грозит штраф в размере 500 долларов или тюремное заключение сроком до 6 месяцев.

 Также в начале 2000-х было дело: юноша был арестован полицией, в постановлении о задержании было написано следующее основание: «за ношение бейсболки козырьком назад». Парень был арестован, ведь, по мнению полиции, такое ношение бейсболки ассоциируется с гангстерской деятельностью. Поэтому служители порядка считают необходимым закрепить способ ношения головного убора, ведь это приведет к чувству безопасности окружающих. Но суд занял сторону пострадавшей в данной ситуации стороны, обосновывая это тем, что введение дресс-кода на ношение бейсболки не соответствует общественным интересам.

 Таким образом, свобода на выражение мнения достаточно специфическое, а его реализация в современном мире сталкивается с рядом определенных условностей. Разрешение таких в разных странах происходит по-разному, но обоснованность такого разрешения основывается на 3-х важнейших принципах ограничения этой свободы.

Автор: Дмитрий Черников

помощник адвоката

юридической компании «Приходько и партнеры»

X
Хотите перезвоним вам за
2 минуты ?
Перезвоните