menu
График работы

Пн-Пт: 09:30-18:00

Криминальная практика
Антикоррупционные мероприятия
Судебная практика
Правовая помощь
Государственная регистрация
Миграционные услуги
Недвижимость и строительство
Бухгатерский аутсорсинг
Налоговая практика

ОБЗОР ПРАКТИКИ ОБЖАЛОВАНИЕ НАЛОГОВОГО УВЕДОМЛЕНИЯ-РЕШЕНИЯ ЗА ПЕРИОД С 01.03-01.06 2020 ГОДА

 С началом введения карантина в Украине Правительством был внесен ряд изменений, касающихся налогового законодательства. Для начала необходимо напомнить, что налоговые уведомления-решения – это письменное уведомление налогоплательщика проверяющим органом ГНС об уплате определенной суммы денежного обязательства.

 Если налогоплательщик не согласен с таким уведомлением-решением он вправе обжаловать его в административном и / или судебном порядке. Данная норма предусмотрена п.56.1 ст. 56 НКУ.

 В судебном порядке обжаловать такое уведомление-решение можно в течение 1095 дней после его получения.

 Многие налогоплательщики оспаривают такие уведомления-решения именно в судебном порядке. Но как изменилась ситуация с начала введения карантина, и в дальнейшем такие сообщения оспаривают, и какую позицию выражает суд?

 Итак, с 1 марта 2020 по 1 июня 2020 в Едином реестре судебных решений указано, что за указанный период судами было вынесено 3584 решения, также есть 5 Правовых позиций Верховного Суда Украины относительно такого обжалования.

 Интересная Правовая позиция Кассационного гражданского суда в составе ВСУ по делу №826 / 17123/18 от 6 марта 2020 по обжалованию приказа после допуска налогоплательщиком лиц контролирующего органа к проведению проверки.

 ВС отмечает, что в случае если проверка контрольным органом была проведена на основании приказа о проведении проверки и такая проверка уже состоялась, то обжалования этого приказа является ненадлежащим способом защиты нарушенных прав.

 Это означает, что если проверка еще не состоялась, но есть уже приказ о ее проведении, то его можно обжаловать как акт индивидуального действия. Но если налогоплательщиком были допущены должностные лица контролирующего органа к проведению такой проверки, и по результатам которой вынесено налоговое уведомление-решение, то в данном случае надлежащим способом защиты нарушенных прав будет именно обжалование налогового уведомления-решения. Аналогичную позицию высказал ВСУ в составе судебной палаты по рассмотрению дел по налогам, сборам и другим обязательным платежам Кассационного административного суда по делу № 826/17123/18 от 21.02. 2020 года.

 Из приведенного выше можно сделать вывод, что для того чтобы обжаловать налоговое уведомление-решение, необходимо правильно выбрать способ защиты. Если по результатам проверки контрольным органом вынесено письменное уведомление-решение, то оспаривать нужно его, а не документ на основании которого эта проверка была проведена. То есть, уведомление-решение можно обжаловать на основании нарушения процедуры назначения и проведения проверки. Если налогоплательщик считает, что при проведении проверки была нарушена процедура ее проведения, то это может быть основанием для обращения в суд с заявлением об обжаловании налогового уведомления-решения.

 Итак, анализируя судебную практику за период с марта по июнь 2020 года можно отметить, что судами вынесено большого количества судебных решений. Это может быть связано с запретом на проведение проверок в период карантина, а также с ограничением работы некоторых судов в это время. Ведь дела, которые были рассмотрены представленные преимущественно раньше.

Автор: Анатолий Перепельченко

Поделитесь в