menu
График работы

Пн-Пт: 09:30-18:00

Криминальная практика
Антикоррупционные мероприятия
Судебная практика
Правовая помощь
Государственная регистрация
Миграционные услуги
Недвижимость и строительство
Бухгатерский аутсорсинг
Налоговая практика
Семейная практика

СТРОИТЕЛЬСТВО В ПРИБРЕЖНОЙ ЗАЩИТНОЙ ПОЛОСЕ

 Несмотря на законодательно установленные нормы прибрежной защитной полосы, в Украине везде осуществляется строительство в пределах данной зоны. В погоне за живописными видами из окон новостройки , застройщики игнорируют обоснованные риски подтопления, размытие фундамента или других экологических угроз. Каким образом, застройщики осуществляют строительство на этих землях, если есть прямой запрет, предусмотрена в Земельном и Водном кодексах Украины? Рассмотрим законодательные “лазейки”, используя которые, можно обойти нормы по ограничению строительства в прибрежных защитных полосах (ПЗС).

 Чтобы защитить от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты, чтобы сохранить их водность законодатель установил размеры прибрежных защитных полос.

Какие установленные пределы прибрежной защитной полосы?

Прибрежная защитная полоса устанавливается по берегам рек, вокруг водоемов вдоль уреза воды шириной:

  • для малых рек, ручьев и ручейков, прудов с площадью менее 3 га – 25 метров;
  • для средних рек, водохранилищ, прудов с площадью более 3 га – 50 метров;
  • для больших рек, водохранилищ на них и озер – 100 метров.

 В рамках прибрежной защитной полосы запрещено строить любые сооружения, в том числе базы отдыха, дачи, гаражи и стоянки автомобилей, за исключением сооружений для гидротехнического, навигационного назначения.

Какие есть способы обойти ограничения строительства в прибрежной защитной полосе?

  • Манипулирование с названиями водоемов;
  • Возможность местным советам самостоятельно определять границы прибрежной защитной полосы;
  • Возможность местным советам передавать в частную собственность земли, которые фактически находятся в пределах прибрежной защитной полосы.

 Наиболее распространенным способом является именно возможность местными советами формировать пределы прибрежной защитной полосы. Так, в частности, Водный кодекс Украины, предусматривает, что в рамках существующих населенных пунктов прибрежная защитная полоса устанавливается с учетом градостроительной документации. В то же время, утверждение градостроительной документации относится к исключительной компетенции местных советов. Таким образом, несмотря на четко определенные требования к ширине прибрежной защитной полосы, местным советам предоставлены полномочия самостоятельно регулировать их ширину.

 Таким образом в законодательном поле можно осуществлять застройку прибрежной защитной полосы, путем сужения ее границ в градостроительной документации.

 Следующий способ заключается в передаче земель коммунальной собственности, в том числе земли прибрежной защитной полосы в частную собственность. В дальнейшем, на земельном участке, находящемся в пределах прибрежной защитной полосы, застройщик осуществляет строительство.

  Часть четвертая статьи 41 Конституции Украины гарантирует, что частная собственность является неприкосновенной.

 Таким образом, если депутаты местного совета приняли решение о приватизации земельного участка, расположенного в пределах прибрежной защитной полосы, а ее владелец затеял строительство, остановить его будет достаточно сложно, даже несмотря на то, что незыблемость права частной собственности не отменяет действие закона, не дает права совершать неправомерные действия и (теоретически) не освобождает от ответственности. На практике снести такой объект строительства уже практически не возможно, так как и участок, и здание находятся в частной собственности.

 Как мы видим, несмотря на установление императивных норм по размеру прибрежных защитных полос, в законодательстве существуют определенные “лазейки”, используя которые, можно осуществлять строительство в пределах прибрежных защитных полос законно.

Автор: Дмитрий Черников

Поделитесь в