НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

«Мы сделаем для Вас крепкий юридический фундамент!»

Овсянко Ангелина Владимировна
E-mail
ovsianko@prikhodko.com.ua
Номера телефонов
+38 (073) 007-44-15

Юрист практики недвижимости, строительства и земельного права

Связаться сейчас

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

Время прочтения: 3 мин.

 Действующим ЗК Украины (ст. 206) предусмотрено, что использование земли в Украине является платным. Объектом платы за землю выступает земельный участок. Плата за землю взымается в соответствии с законом. На сегодня правовое регулирование отношений по взыманию платы за землю, то есть налоговых отношений, осуществляется Налоговым кодексом Украины.

 Словосочетание «плата за землю» обычно понимают, как плату за использование, которая взымается в виде земельного налога и арендной платы за землю. При этом ранее действующий Закон Украины О плате за землю в понятии «плата за землю» объединял земельный налог и арендную плату за любые земли. Сейчас такой подход изменился. Как влияет на нормы-дефиниции, что содержится в Налоговом кодексе Украины ст. 14 - платой за землю считался общегосударственный налог, который выражается в форме земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности. Вместе с тем в литературе иногда приходят к выводу, что понимание понятия "платы за землю" значительно шире, чем закреплено в Налоговом кодексе. По мнению представителей земельной правовой науки, в состав указанного понятия необходимо также включать и возмещение потерь сельскохозяйственного производства, связанных изъятием сельскохозяйственных земель, а также штрафы за нарушение земельного законодательства.

 Изложенный подход к составляющим термина «плата за землю» остается дискуссионным. О включении в плату за землю потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, под которыми в литературе предлагается понимать денежные суммы, в случае вывода земель из состава сельскохозяйственных (лесных) угодий подлежат уплате в соответствующие бюджеты, для привлечения к сельскохозяйственному (лесохозяйственному) производству, компенсирующих площадей или компенсирующего улучшения качества существующих сельскохозяйственных или лесных угодий. Целесообразность включения возмещения «потерь», к системе налогообложения представляется удобным. Как подчеркивается в земельно-правовой литературе, это сняло бы существующую неопределенность относительно правовой природы соответствующих платежей и позволило бы применять к «потерям» отработанный механизм начисления и взыскания налоговых платежей.

 Что касается предложения включение в состав платы за землю штрафов за нарушение земельного законодательства должны быть высказаны некоторые замечания. С учетом правовой природы штрафов в виде санкций за нарушение прав собственника или пользователя земельного участка, вряд ли было бы целесообразным считать составляющей платы за землю.

 Платой за землю в широком смысле обычно считается законодательно предусмотрена совокупность обязательных земельных платежей, которые необходимы при реализации права собственности и права пользования земельными участками, могут получать и платить государству, территориальные общины, физические и юридические лица, целью взымания которых, является стимулирование владельцев и пользователей земельных участков к целевым, рационального и эффективного использования земель.

 Как известно, значение платы за землю связывают не только с наполнением соответствующих местных бюджетов и реализацией экономических интересов собственника, но и с экономическим стимулированием эффективного и рационального использования земли. Это означает, что при наличии финансовой основы местные органы власти смогут разрабатывать программы, целью которых является стимулирование собственников и пользователей земельных участков в надлежащее использование земель и их охраны, а также финансирования выполнения таких программ.

 Согласно Налоговому кодексу Украины земельный налог - это обязательный платеж, взымаемый с владельцев земельных участков и земельных долей (паев), а также постоянных землепользователей (пп. 14.1.72).

 Следует отметить, что отнесение законом арендной платы к обязательным платежам, противоречит сущности юридической природы договорных арендных отношений, как тех отношений, которые должны основываться на принципах юридического равенства сторон. Видимо, в связи с этим в постановлении пленума Высшего хозяйственного суда Украины от 17 мая 2011 года № 6 (в редакции от 17 декабря 2013 года) (п. 13) отмечается, что арендная плата за землю, которая находится в государственной или коммунальной собственности, имеет двойственную правовую природу, поскольку, с одной стороны, является предусмотренным договором аренды земли платежом, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком, а с другой - одной из форм платы за землю, как общегосударственного налога на уровне с земельным налогом.

 

Рассчитать цену помощи:

1 вопрос

Вашим делом занимались другие юристы?

Да
Нет

2 вопрос

Вы находитесь в Киеве или в Киевской области?

Да
Нет

3 вопрос

Юридическая помощь Вам нужна срочно?

Да
Нет
Насколько статья была полезна? Оцените:

0

Количество оценок:

0

20%
скидка
Если мы не
перезвоним
в течение дня
Консультация
Юридическая компания
Оставьте заявку на юридическую помощь прямо сейчас:
Лучшие юристы
Честная цена
Работаем быстро
Онлайн / офлайн консультация