УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

«Я лично гарантирую, что мы честно и порядочно выполним свою работу!»

Приходько Андрей Анатольевич

Управляющий партнер

Адвокат, доктор юридических наук, признанный медийный эксперт по юридическим вопросам, юридический советник известных политиков и бизнесменов.

Связаться сейчас

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Время прочтения: 9 мин.

 Проблема коррупции является одной из самых актуальных в мире. Опрос, проведенный BBC, определило, что коррупция считается наиболее обсуждаемой проблемой в мире. Однако масштабы коррупционной составляющей в деятельности властных структур, частного сектора экономики нашего государства просто поражают. Основным аргументом и рупором борьбы с коррупцией является уголовная ответственность за совершенные коррупционные правонарушения.

 Коррупция - не нова проблема для нашей страны. Во всемирном рейтинге СРИ Украина заняла 131 место из 176 стран. Эту строчку вместе с нами разделили Казахстан, Россия, Непал и Иран.

 Масштабные размеры и деструктивное влияние коррупции на идеалы демократии, обеспечения прав и свобод человека обусловили то, что для Украины как молодой развивающейся во всех сферах (экономической, политической, социальной, культурной и т.п.), вопрос коррупционной составляющей в функционировании государства оставили далеко позади еще такие актуальные недавно проблемы наркобизнеса, торговли оружием, и даже столь болезненную пока тему терроризма. Коррупция составляет фундамент расцвета теневой экономики, чрезвычайно мешает экономическому развитию государства и подвержена разрушению основ свободного осуществления предпринимательской деятельности на принципах добросовестной конкуренции.

 Однако, несмотря на достаточно длительную дискуссию в кругах теоретиков и практиков существует немало проблемных вопросов, связанных с коррупционными правонарушения и ответственностью за них. Так, следует разобраться, что в понимании украинского законодателя и международного опыта по указанному вопросу все же входит в состав коррупции, что следует понимать под коррупционными преступлениями, и какие уголовно-правовые последствия их совершения с точки зрения национального законодательства.

 Статья 1 Закона Украины «О предотвращении коррупции» под коррупцией понимает использования лицами, указанными и перечисленными в соответствующем нормативном акте, предоставленных ему служебных полномочий или связанных с ними возможностей с целью получения неправомерной выгоды или принятия такой выгоды или принятия обещания / предложения такой выгоды для себя или других лиц или соответственно обещание / предложение или предоставление неправомерной выгоды указанному лицу или по его требованию другим физическим или юридическим лицам с целью склонить это лицо к противоправному использованию н данных ему служебных полномочий или связанных с ними возможностей.

 Закон оперирует двумя похожими терминологическими понятиями «коррупционное правонарушение» и «правонарушение, связанное с коррупцией». При этом определяет, что коррупционным правонарушением следует понимать деяние, содержащее признаки коррупции, совершенное указанной в законе лицом, за которое законом установлена ​​уголовная, дисциплинарную и / или гражданско-правовую ответственность.

 Учитывая современный незавершенный формат отечественного законодательства в сфере уголовных проступков, о которых идет речь в действующем Уголовном процессуальном кодексе Украины, в коррупционными правонарушениями, за которые предусмотрена уголовная ответственность, понимаются коррупционные преступления.

 Трактовке коррупционных преступлений посвящены отдельные положения Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000, Уголовной конвенции о борьбе с коррупцией (ETS 173) от 27 января 1999 (г. Страсбург) (ратифицирована Украиной 18 октября 2006), гражданской конвенции о борьбе с коррупцией (ETS 174) от 4 ноября 1999 (г. Страсбург) (ратифицирована Украиной 16 марта 2005), Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 (ратифицирована Украиной с заявлениями 18 октября 2006 г. .).

 Характерным моментом для отечественного уголовного законодательства является отсутствие системного подхода к пониманию коррупционных преступлений и ответственности за них. Так, коррупционные преступления не помещены в одноименный раздел Уголовного кодекса Украины, абсолютно взвешенным и правильным шагом, учитывая традицию формирования структуры уголовного закона и распространение коррупционных проявлений почти на все сферы жизнедеятельности общества. Кроме этого, уголовный закон не содержит определения понятия коррупционного преступления и раскрывает его содержание путем перечисления в ст. 45 всех действий, которые могут быть отнесении к коррупционным. Так, примечание к ст. 45 УК Украины под коррупционными преступлениями понимает преступления, предусмотренные статьями 191, 262, 308, 312, 313, 320, 357, 410, в случае их совершения путем злоупотребления служебным положением, а также преступления, предусмотренные статьями 210, 354, 364, 364- 1, 365-2, 368-369-2 настоящего Кодекса. Замечаю также, что это первое использование термина «коррупционное преступление» на законодательном уровне.
 
 Таким образом, круг коррупционных преступлений законодатель условно разделил на 2 группы. К первой группе относятся:
- присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением (ст. 191 УК Украины);
- похищение, присвоение, вымогательство огнестрельного оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ или радиоактивных материалов или завладение ими путем мошенничества или злоупотребления служебным положением (ст. 262 УК Украины);
- похищение, присвоение, вымогательство наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов либо завладение ими путем мошенничества или злоупотребления служебным положением (ст. 308 УК Украины);
- похищение, присвоение, вымогательство прекурсоров или завладение ими путем мошенничества или злоупотребления служебным положением (ст. 312 УК Украины);
- похищение, присвоение, вымогательство оборудования, предназначенного для изготовления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, или завладение им путем мошенничества или злоупотребления служебным положением и другие незаконные действия с таким оборудованием (ст. 313 УК Украины);
- нарушение установленных правил оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров (ст. 320 УК Украины);
- похищение, присвоение, вымогательство документов, штампов, печатей, завладение ими путем мошенничества или злоупотребления служебным положением или их повреждение (ст. 357 УК Украины);
- похищение, присвоение, вымогательство военнослужащим оружия, боевых припасов, взрывчатых или других боевых веществ, средств передвижения, военной и специальной техники или другого военного имущества, а также завладение ими путем мошенничества или злоупотребления служебным положением (ст. 410 УК Украины).

 Это деяния, в своем «чистом» виде не представляют собой коррупционных, а могут быть отнесены к таковым лишь с учетом их совершение определенным категориям лиц, определенных на уровне ч. 3, 4 ст. 18 УК Украины и примечания к ст. 364 УК Украины.

 Вторую группу уголовно наказуемых деяний, отнесенных к коррупционным составляют уже собственно коррупционные преступления, исключительно содержат в себе противоправную коррупционную составляющую:
- нецелевое использование бюджетных средств, осуществление расходов бюджета или предоставление кредитов из бюджета без установленных бюджетных назначений или с их превышением (ст. 210 УК Украины);
- подкуп работника предприятия, учреждения или организации (ст. 354 УК Украины);
злоупотребление властью или служебным положением (ст. 364 УК Украины);
- злоупотребление полномочиями должностным лицом юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы (ст. 364-1 УК Украины);
- злоупотребление полномочиями лицами, предоставляющими публичные услуги (ст. 365-2 УК Украины);
- принятие предложения, обещания или получения неправомерной выгоды должностным лицом (ст. 368 УК Украины);
- незаконное обогащение (ст. 368-2 УК Украины);
- подкуп должностного лица юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы (ст. 368-3 УК Украины);
- подкуп лица, которое предоставляет публичные услуги (ст. 368-4 УК Украины);
- предложение, обещание или предоставление неправомерной выгоды должностному лицу (ст. 369 УК Украины);
- злоупотребление влиянием (ст. 369-2 УК Украины).

Отсутствие единого обобщающего понятия «коррупционного преступления», по моему мнению, есть все же оправданным шагом, учитывая невозможность адаптации и распространения определенного толкования такого понятия в ограниченный круг деяний. Невозможно разработать столь обобщенную правовую конструкцию, которая бы отражала абсолютно все проявления (признаки) коррупции. Поэтому применение такого определенной степени оригинального подхода к выделению действий, которые являются таковыми, абсолютно логичным. С другой стороны, качественное наполнение такого перечня все же можно подставить под сомнение. В частности определенные действия, входящие в первую группу коррупционных преступлений (деяния, предусмотренные ст. Ст. 262, 308, 312, 313, 320, 410 УК Украины) действующие международные правовые акты не относятся к коррупционным.

 В процессе антикоррупционной реформы, началом которой условно возможно назвать еще 2012 год, было значительно усилена уголовная ответственность за совершение коррупционных правонарушений.

 А именно: к содержанию Особенной части УК Украины были включены новые составы коррупционных преступлений, был усилен уголовной ответственности в части видов и размеров санкций, установлена ​​невозможность применения некоторых положений к лицам, осужденным за коррупционные преступления, института освобождения от уголовной ответственности или освобождения от наказания и от отбывания наказания, расширен круг лиц, к которым применяются иные меры уголовно-правового характера.

 Большинство коррупционных преступлений предусматривают в санкциях статей, в качестве дополнительного наказания, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В случае отсутствия такого вида наказания в санкции статьи оно может быть назначено судом при условии, что с учетом характера преступления, совершенного по должности или в связи с занятием определенной деятельностью, личности осужденного и иных обстоятельств дела суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч.2 ст.55 УК Украины).

 Некоторые санкции статей за коррупционные преступления предусматривают возможность назначения сразу двух дополнительных наказаний - лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и конфискацию или штраф (ст.364 УК ст.368-2 УК).

 Внимания заслуживают предусмотренные Уголовным Кодексом оговорки, которые делают невозможным применить к лицу, совершившему коррупционное преступление, многих положений об освобождении от уголовной ответственности, освобождение от наказания и его отбывания, определенных положений, улучшающих положение лица при назначении наказания.

 Так, на лиц, совершивших коррупционное преступление, не распространяются, предусмотренные действующим УК Украины гарантии, связанные с освобождением от уголовной ответственности положения ст. 45 УК Украины - освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием; ст. 46 УК Украины - в связи с примирением виновного с потерпевшим; ст. 47 УК Украины - в связи с передачей лица на поруки; ст. 48 УК Украины - в связи с изменением обстановки.

 В результате внесения изменений в раздел XII УК Украины, согласно ч. 4 ст. 74 УК лицо, которое осуждено за коррупционное преступление, невозможно освободить от отбывания наказания по приговору суда, если такое лицо совершившее преступление небольшой или средней тяжести и может быть признано что с учетом безупречного поведения и добросовестного отношения к труду это лицо на время рассмотрения дела в суде нельзя считать общественно опасным.

 Так же, невозможно стало применение к лицам, осужденным за коррупционные преступления, освобождение от отбывания наказания с испытанием, о чем свидетельствует оговорки в ч.1 ст.74 УК Украины. На основании ч.1 ст. 79 УК Украины освобождение от отбывания наказания с испытанием нельзя применить в том числе и к беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до семи лет, если они совершили коррупционное преступление.

 Определенные изменения для лиц, осужденных за коррупционные преступления, подверглись положения об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания. С учетом прямых оговорок п.1 ч.3 ст.81 УК Украины, лицо не может быть досрочно освобожден после фактического отбытия осужденным не менее половины срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой или средней тяжести, если лицо совершило коррупционное преступление. Лицо осуждено за коррупционное преступление, имеет право ходатайствовать о применении к ней условно-досрочного освобождения только после фактического отбытия не менее двух третей срока наказания, назначенного судом за коррупционное преступление средней тяжести, умышленное тяжкое преступление (п.2 ч.3 ст.81 УК Украина).

Изменения претерпел также и порядок применения амнистии и помилования к лицам, осужденным за совершение коррупционных преступлений. В соответствии с ч.4 ст. 86 УК Украины лица, признанные виновными в совершении коррупционных преступлений, приговоры в отношении которых не вступили в законную силу, не могут быть освобождены от отбывания наказания, а лица, приговоры в отношении которых вступили в законную силу, - не могут быть полностью освобождены законом об амнистии от отбывания наказания . Указанные лица могут быть освобождены от отбывания наказания после фактического отбытия ими сроков, установленных частью третьей статьи 81 УК Украины.

 Аналогичное положение ч.4 ст.87 УК Украины: лица, осужденные за совершение коррупционных преступлений, могут быть освобождены от отбывания наказания в порядке помилования после фактического отбытия ими сроков, установленных частью третьей статьи 81 УК Украины.

 При назначении наказания к лицам, совершившим коррупционные преступления, невозможно применить положения ст. 69 УК Украины о назначении более мягкого наказания, чем предусмотрено санкцией статьи Особенной части УК Украины за соответствующее преступление, даже при наличии всех необходимых оснований, определенных ч.1 ст.69 УК.

 Особый порядок для лиц, осужденных за коррупционные преступления, установлен и для порядка снятия судимости. Так, согласно ч.2 ст.91 УК Украины снятии судимости до истечения сроков, указанных в ст. 89 УК Украины, не допускается в случаях за коррупционные преступления.
 Кроме этого, совершение коррупционных преступлений может быть основанием применения специальной конфискации и мер уголовно-правового характера в отношении юридических лиц.

Рассчитать цену помощи:

1 вопрос

Вашим делом занимались другие юристы?

Да
Нет

2 вопрос

Вы находитесь в Киеве или в Киевской области?

Да
Нет

3 вопрос

Юридическая помощь Вам нужна срочно?

Да
Нет
20%
скидка
Если мы не
перезвоним
в течение дня
Консультация
Юридическая компания
Оставьте заявку на юридическую помощь прямо сейчас:
Лучшие юристы
Честная цена
Работаем быстро
Онлайн / офлайн консультация