ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ: ЕВРОИНТЕГРАЦИОННЫЙ АСПЕКТ

«Я лично гарантирую, что мы честно и порядочно выполним свою работу!»

Приходько Андрей Анатольевич

Управляющий партнер

Адвокат, доктор юридических наук, признанный медийный эксперт по юридическим вопросам, юридический советник известных политиков и бизнесменов.

Связаться сейчас

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ: ЕВРОИНТЕГРАЦИОННЫЙ АСПЕКТ

Время прочтения: 9 мин.

В Украине, как и во всем мире, коррупцию отнесено к главным политическим, экономическим и социальным проблемам. Это явление ставит под угрозу нормальное функционирование государственных учреждений и отвлекает органы государственной власти от их назначения, которое заключается в служении общественным интересам. Она нарушает законодательный процесс, влияет на принципы законности и правовой определенности, позволяет определенную степень произвола в процессе принятия решений и имеет разрушительное воздействие на права человека. Кроме того, коррупция подрывает доверие граждан к институтам власти.

Сегодняшняя реализация государственной антикоррупционной политики в Украине остается неэффективной, пронизанной устойчивыми коррупционными связями, а украинское общество, осуждало коррупционность политического режима, который был изменен в 2014 году, по сей день является активным участником поддержания продолжающегося господства коррупции в Украине, в настоящее время приобрело наиболее разрушительных масштабов. При этом следует обратить внимание на то, что указанная проблема, действительно, первым делом касается как несоответствия общественного сознания украинского общества его же антикоррупционным ожиданиям, так и существенных недостатков общественной антикоррупционной образованности, информированности. На указанное обращают внимание также зарубежные ученые, главным образом, в контексте совершения украинцами коррупционных деяний за пределами Украины.

Все сказанное не только тормозит евроинтеграционные процессы Украины, но и делает их невозможными и призрачными, поскольку критерии, которым должны соответствовать страны-кандидаты на вступление в Европейский Союз (Копенгагенские критерии), среди прочего предусматривают стабильность институтов, гарантирующих демократию, верховенство права, уважение прав человека, уважение и защиту национальных меньшинств, а также способность взять на себя обязательства, вытекающие из членства в ЕС. А, как известно, в ЕС коррупция уже давно воспринимается как негативное явление, которое требует системных, стратегических и согласованных действий трансграничного и транснационального характера и в целом представляет угрозу верховенству права.

Соответственно, целью данного научного исследования является теоретический и практический анализ антикоррупционной политики Украины.

  • Обзор последних исследований

Проблема коррупции в целом и отдельно антикоррупционная политика Украины в частности, были предметом научных исследований таких ученых как И. Беззуб, С. Братков, В. Гладкий, Д. Заброда, В. Заросило, Ю. Ивашук, Т. Кустова, О. Маркеева, М . Мельник, А. Редько, А. Скочиляс-Павлов, В. Соловьев, Н.Хавронюк и другие.

Однако к системному анализу заявленной к рассмотрению нами тематики их научные поиски обращены не были, а касались общих или смежных ей аспектов.

  • Изложение основных положений

Провозгласив курс на интеграцию в мировое сообщество, Украина не может оставаться в стороне проблемы коррупции. Государство активно принимает меры по противодействию коррупционной экспансии.

 В частности:

  • борьба с коррупцией признана на самом высоком государственном уровне приоритетным направлением деятельности правоохранительных органов;
  • создана нормативно-правовая база для борьбы с коррупцией;
  • основано систему органов, ведущих борьбу с коррупцией;
  • проводится работа по надлежащему научному обеспечению антикоррупционной деятельности в органах государственной власти и т.д.

Однако рост коррупции остановить до сих пор не удалось. И это несмотря на то, что Украина находится в центре Европы и стремится построить демократическое, социальное, правовое государство. Она продолжает восприниматься международным сообществом как государство третьего мира, не построила прозрачную и эффективную систему государственного управления, в которой коррупция замещает цивилизованные механизмы регулирования общественными процессами. Однако большинство государств с высокими демократическими стандартами смогли нивелировать ее влияние на общество, в том числе и путем разработки и реализации антикоррупционной политики.

В приложении к распоряжению Кабинета Министров Украины от 8 декабря 2009 года №1688–р указано, что антикоррупционная политика – это комплекс правовых, экономических, образовательных, воспитательных, организационных и других мероприятий, направленных на создание системы предотвращения и противодействия коррупции и устранения причин ее возникновения. Целью антикоррупционной политики определялось снижение уровня коррупции и обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и общества от ее негативных последствий.

Однако, это единый нормативно-правовой акт, который может предоставить хоть какую-то минимальную развернутую трактовку данного явления.

С доктринальной точки зрения рассматриваемый термин трактуется по-разному, однако несколько смежно. В частности Д. Заброда считает, что это предусмотрен законами и подзаконными нормативно-правовыми актами комплекс правовых, экономических, образовательных, воспитательных, организационных и других мероприятий, формируются и реализуются органами государственной власти, местного самоуправления и общественностью с целью выявления, пресечения фактов коррупции, устранение детерминант, ее опосредствуют, восстановления нарушенных прав и законных интересов физических, юридических лиц и государства; А. Скочиляс-Павлов предлагает ее понимание как разработка и реализация последовательных мер государства и общества по минимизации причин и условий, способствующих коррупции в разных сферах; Е. Расюк понятие «антикоррупционная политика» определяет как постоянно осуществляемую, систематическую, целенаправленную деятельность государства в тесном сотрудничестве с институтами гражданского общества, заключается в разработке, совершенствовании и реализации стратегических основ и тактических мероприятий, направленных на устранение или блокирование причин и условий коррупции, совершенствование юридической ответственности за коррупционные правонарушения и формирование антикоррупционной культуры; Соловьев отмечает, что это целевая деятельность институтов государственной власти и гражданского общества, направленная против коррупции; совокупность механизмов (инструментов) и методов реализации антикоррупционных мероприятий, достижения соответствующих целей и задач; сфера противодействия и предотвращения коррупционных проявлений как факторам, негативно влияют на общественное развитие; форма реагирования государства на вызовы коррупции, которые появляются на определенном этапе ее общественного развития.

По рекомендациям Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, национальная антикоррупционная политика предмет правового регулирования должна включать следующие отношения:

1) по формированию основных принципов антикоррупционной политики, определению ее понятий, целей и принципов;

2) реализации антикоррупционной политики в деятельности по охране прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества и государства;

3) установление приоритетных сфер и системы мер предупреждения коррупции, а также определение системы субъектов реализации антикоррупционной политики;

4) определение компетенции органов публичной власти национального, регионального и местного уровней в формировании и реализации антикоррупционной политики;

5) определение и проведение антикоррупционной политики в правотворческой и правоприменительной деятельности;

6) укреплению законности и правовых основ функционирования органов государственной власти и местного самоуправления;

7) формирование общественного правосознания в соответствии с антикоррупционных стандартов;

8) формирование основ международного сотрудничества в сфере реализации мероприятий антикоррупционной политики.

Соответственно, эффективная противодействие коррупции невозможно без последовательных, спланированных и скоординированных действий, объединенных одной концепцией, поскольку системные явления требуют системного подхода в их преодолении. С начала 1990-х годов правительствами Украины принимались меры по разработке стратегии преодоления коррупции в государстве, для чего принимались соответствующие документы в форме государственных программ, планов, концепций и тому подобное. Но антикоррупционное законодательство провозглашало декларативные лозунги и предусматривало за них неадекватные санкции, которые не могли служить мерой сдерживания совершения преступлений потенциальными коррупционерами. Поэтому такие мероприятия, как показывают результаты многочисленных национальных и зарубежных исследований, никоим образом не повлияли на состояние и уровень коррупции, который с каждым годом только увеличивался.

Сейчас новые принципы государственной антикоррупционной политики в Украине, предусмотренные Законом Украины «Об основах государственной антикоррупционной политики в Украине (Антикоррупционная стратегия) на 2014-2017 годы». С целью их имплементации, а также надлежащего внедрения нового базового антикоррупционного законодательства, в частности Законов Украины «О предотвращении коррупции» и «О Национальном антикоррупционном бюро Украины», Кабинет Министров Украины утвердил Государственную программу по реализации основ государственной антикоррупционной политики в Украине (антикоррупционную стратегию) на 2015 – 2017 годы.

Целью данного акта было создание системы предотвращения коррупционных проявлений на основе новых принципов формирования и реализации антикоррупционной политики, периодический пересмотр и обеспечения соответствия актуальным коррупционным вызовам и угрозам.

Среди ожидаемых результатов планировалось достичь следующих результатов:

1) Национальное агентство по предупреждению коррупции (далее – НАПК) образовано и обеспечивает эффективное выполнение возложенных на него функций в сфере антикоррупционной политики;

2) формирование антикоррупционной политики осуществляется на основе анализа качественных данных о коррупции;

3) мониторинг реализации антикоррупционной политики осуществляется системой уполномоченных органов (Верховная Рада Украины, Национальный совет по вопросам антикоррупционной политики при Президенте Украины, Агентство), что обеспечивает эффективное и своевременное корректировки антикоррупционной политики;

4) общественность активно привлекается к формированию, мониторинга и реализации антикоррупционной политики. Однако, срок действия данной Антикоррупционной стратегии завершается и, согласно выводам подготовленного НАПК аналитического отчета о его исполнении, только две трети предусмотренных мероприятий было выполнено.

В общем в течение 2014 – 2015 годов принят ряд антикоррупционных законов, в том числе состоялось внедрение системы электронных закупок, электронной системы декларирования имущества, доходов, расходов и обязательств финансового характера, открытие государственных реестров по информации о конечных бенефициарных владельцев. В 2014 году принят Закон Украины «О прокуратуре», в июне 2016 году – Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей», в декабре 2016 года – Закон Украины «О Высшем совете правосудия». Также создан ряд государственных органов, деятельность которых направлена ​​на преодоление коррупции, в частности кроме упомянутого выше НАПК, это Национальное антикоррупционное бюро Украины, Национальное агентство Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений, Специализированную антикоррупционную прокуратуру. Однако не все указанные органы своевременно получили удовлетворительное материальное и кадровое обеспечение и начали работу.

Соответственно, не видя на отдельные положительные достижения, в Украине не полностью завершено формирование законодательной и институциональной основы для разработки и реализации антикоррупционной политики. Именно поэтому Правительство одобрило проект Закона Украины «О антикоррупционную стратегию на 2018-2020 годы» разработан НАПК с целью определения комплекса мероприятий, направленных на снижение уровня коррупции в Украине и дальнейшее продвижение антикоррупционных инициатив в государстве. Однако официально данный акт в законную силу не вступил и находится в состоянии корректировки.

Поэтому, есть смысл утверждать, что антикоррупционная политика в Украине должным образом не сформирована и не отвечает запросам общества, свидетельством чего является, в частности, то, что политическая воля к борьбе с коррупцией основных политических игроков очень слабая или вообще отсутствует, как и Антикоррупционная стратегия и программа действий правительства на ее выполнение на 2019 и последующие годы.

Приоритетным сейчас является формирование государственной антикоррупционной политики и дальнейшая ее реализация в тесном сотрудничестве с международными партнерами, с привлечением широкого круга экспертов по антикоррупционным вопросам и с учетом мнения бизнес-сообщества и общественности, что позволит:

  • эффективно выполнять специально уполномоченными субъектами в сфере противодействия коррупции своих функций в интересах общества;
  • охватить мероприятиями по противодействию коррупции все важные сферы общественной жизни и внедрить в обществе неприятие коррупционных путей решения проблем.

Для обеспечения большей эффективности новой антикоррупционной стратегии и государственной программы по реализации целесообразно ввести обязательное проведение НАПК совместно с негосударственными аналитическими центрами, независимыми экспертами и международными партнерами специальных ежеквартальных экспертных исследований по вопросам исполнения отдельных направлений указанных программных документов, а также осуществлять публичное обсуждение выводов исследований.

  • Выводы

Все вышеизложенное, дает возможность сформулировать вывод, согласно которому, Украина в дальнейшем так и будет восприниматься страной третьего мира пока меры противодействия коррупции будут дублироваться с одного стратегического документа к правопреемнику в связи с окончанием срока действия первого и не достижение целей его утверждения.

Антикоррупционная стратегия Украины должна быть заблаговременным, стратегическим и планомерным инструментом искоренения коррупционных проявлений и формирования общественного правосознания в русле нулевой терпимости к таким явлениям. Сейчас это совокупность закрепленных нормативно декларативных лозунгов, которые в большей степени соответствуют международным стандартам, однако является не достижимыми в практическом проявлении в силу отсутствия государственного стратегического планирования вперед. Обязательно в новой антикоррупционной стратегии должен быть представлен расширенная трактовка всех понятий, которые в ней используются, в том числе и термина «антикоррупционная политика».

Принимая во внимание рекомендации Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, национальная антикоррупционная политика, на наш взгляд, это совокупность принципов, задач, целей и принципов реализации правотворческой и правоприменительной деятельности публичной администрации в пределах охраны прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества и государства , осуществляемой системой способов, методов, средств и мер борьбы с коррупцией в приоритетных сферах и в соответствии с антикоррупционных стандартов и на основе транснационального и трансграничного сотрудничества.

Рассчитать цену помощи:

1 вопрос

Вашим делом занимались другие юристы?

Да
Нет

2 вопрос

Вы находитесь в Киеве или в Киевской области?

Да
Нет

3 вопрос

Юридическая помощь Вам нужна срочно?

Да
Нет
20%
скидка
Если мы не
перезвоним
в течение дня
Консультация
Юридическая компания
Оставьте заявку на юридическую помощь прямо сейчас:
Лучшие юристы
Честная цена
Работаем быстро
Онлайн / офлайн консультация