Штраф и Пеня плательщику из зоны АТО за несвоевременно уплату ЕСВ

"Бережем самое главное: Ваше время, Ваши нервы, Ваши деньги."

Ворожбитова Кристина Юрьевна
E-mail
vorozhbitova@prikhodko.com.ua
Номера телефонов
+38 (073) 007-44-64

Ведущий специалист с опытом практической деятельности в области экономики и бухгалтерского учета.

Связаться сейчас

Штраф и Пеня плательщику из зоны АТО за несвоевременно уплату ЕСВ

Время прочтения: 3 мин.

Предприниматель, который был зарегистрирован в налоговом органе на территории проведения АТО, в 2017 году выехал с этой территории (имеет статус внутренне перемещенного лица) и зарегистрировался в налоговой в Киевской области. В 2018 году самостоятельно начислил ЕСВ за 2015 — 2017 годы и полностью его уплатил. Форс-мажорные обстоятельства, действовавшие в то время, подтверждены сертификатом ТПП, полученным в 2018 году. Сейчас налоговики требуют уплатить пеню и штраф за несвоевременную уплату ЕСВ. Правомерно ли это и можно ли что-то предпринять?

Закон о ЕСВ освобождал хозсубъектов, находящихся в зоне АТО, от их ЕСВ-обязанностей (уплаты ЕСВ, подачи отчетности и т. п.) с 14.04.2014 г. до окончания АТО либо военного или чрезвычайного положения. Также было установлено, что штрафные санкции, предусмотренные Законом о ЕСВ, в указанный период к таким плательщикам применяться не должны.

Во исполнение данной нормы Кабмин распоряжением от 30.10.2014 г. № 1053-р утвердил Перечень населенных пунктов, на территории которых осуществлялась антитеррористическая операция. Действовал этот Перечень в период с 30.10.2014 г. по 04.11.2014 г., т. е. буквально 6 дней, после чего был приостановлен распоряжением КМУ от 05.11.2014 г. № 1079-р. Это привело к тому, что ЕСВ-льгота для хозсубъектов из АТО, прописанная в п. 9 разд. VIII Закона о ЕСВ, фактически не действовала, так как территория АТО была не определена. Шанс воспользоваться этой льготой указанные хозсубъекты получили с 02.12.2015 г., когда начал действовать новый Перечень, утвержденный распоряжением КМУ от 02.12.2015 г. № 1275-р. С 01.01.2016 г. законодатели отменили п. 9 разд. VIII Закона о ЕСВ и лишили ЕСВ-льгот плательщиков из зоны АТО.

По мнению налоговиков, для плательщиков, которые находились на учете в органах доходов и сборов на территории проведения АТО, ЕСВ-льгота фактически не работала. Наравне со всеми они обязаны были начислять и уплачивать ЕСВ, а также подавать ЕСВ-отчетность в обычном порядке. За несвоевременную уплату ЕСВ такие плательщики несут ответственность на общих основаниях. Что, собственно, и подтверждается требованием об уплате штрафных санкций и пени, полученным предпринимателем в нашем случае.

Но не все так печально, норма, освобождающая таких плательщиков от штрафных санкций и пени за невыполнение ЕСВ-обязанностей начиная с 14.04.2014 г. до окончания АТО либо военного или чрезвычайного положения, появилась в разд. VIII Закона о ЕСВ с 15.10.2014 г. «благодаря» Закону Украины от 02.09.2014 г. № 1669-VII. Позже Законом Украины от 24.12.2015 г. № 911-VIII из Закона № 1669 был исключен тот пункт, который устанавливал в разд. VIII Закона о ЕСВ, ЕСВ-льготы для плательщиков из зоны АТО. Но поскольку непосредственно в Закон о ЕСВ изменения не вносились, суд считает, что п. 9 разд. VIII Закона о ЕСВ продолжает действовать и ныне.

Причем, что важно: основанием для неприменения мер влияния и взысканий за невыполнение обязанностей плательщика ЕСВ является сам факт пребывания такого плательщика на учете в органах доходов и сборов на территории населенных пунктов, где проводится АТО. Это результат прямого действия нормы Закона о ЕСВ, которая адресована в первую очередь фискалам, уполномоченным применять штрафные санкции в ЕСВ-сфере.

Никаких дополнительных подтверждений от плательщика не требуется.

Так, суд указал, что подача сертификата ТПП с целью подтверждения того факта, что плательщик осуществлял деятельность на территории проведения АТО, а также в качестве условия для освобождения от штрафа и/или пени за несвоевременное и/или не в полном объеме начисление, исчисление или уплату ЕСВ является необоснованным требованием со стороны налоговиков. Единственное основание для освобождения от обязанности уплачивать ЕСВ указано в п. 9 разд. VIII Закона о ЕСВ и о подаче такого сертификата там ничего не сказано.

Что касается заявления, о котором идет речь в абз. 2 п. 9 разд. VIII Закона о ЕСВ, то, по мнению суда, оно необходимо для признания безнадежной недоимки, которая подлежит списанию. Такое заявление плательщик вправе подать в течение 30 дней после окончания АТО.

При этом суд считает, что освобождение от ответственности предусмотрено непосредственно Законом о ЕСВ и не требует дополнительного обращения со стороны плательщика.

Плательщики, которые находились на учете в органах доходов и сборов на территории населенных пунктов, где проводилась АТО, освобождены от ответственности за несвоевременную и/или не в полном объеме уплату ЕСВ. Причем это освобождение действует без подачи плательщиком заявления и сертификата ТПП.

Рассчитать цену помощи:

1 вопрос

Вашим делом занимались другие юристы?

Да
Нет

2 вопрос

Вы находитесь в Киеве или в Киевской области?

Да
Нет

3 вопрос

Юридическая помощь Вам нужна срочно?

Да
Нет
Насколько статья была полезна? Оцените:

0

Количество оценок:

0

20%
скидка
Если мы не
перезвоним
в течение дня
Консультация
Юридическая компания
Оставьте заявку на юридическую помощь прямо сейчас:
Лучшие юристы
Честная цена
Работаем быстро
Онлайн / офлайн консультация