Проблемы определения и обжалования дискриминационных условий при проведении тендеров

«Я лично гарантирую, что мы честно и порядочно выполним свою работу!»

Приходько Андрей Анатольевич

Управляющий партнер

Адвокат, доктор юридических наук, признанный медийный эксперт по юридическим вопросам, юридический советник известных политиков и бизнесменов.

Связаться сейчас

Проблемы определения и обжалования дискриминационных условий при проведении тендеров

Время прочтения: 3 мин.

Закон Украины о публичных закупках в статье 16 содержит перечень квалификационных критериев, которые заказчик может потребовать от участников при предоставлении ими документально подтвержденной информации. Дискриминационными следует считать условия, не соответствующие установленным квалификационным критериям, когда устанавливаются другие квалификационные критерии, не определенные в законодательстве, так как перечень квалификационных критериев исчерпывающий. Следует отметить, что установление тех или иных условий в различных ситуациях может свидетельствовать как о наличии, так и отсутствии дискриминационных условий в связи с определенной конъюнктурой на рынке, индивидуальными характеристиками исполнителя, места выполнения договора и т.д.

Одним из критериев есть наличие оборудования и материально-технической базы. Можно выделить следующие дискриминационные условия, которые устанавливаются наиболее часто. Во-первых, несоответствующее количество и качество оборудования, которое должно быть использовано при выполнении условий договора. Во-вторых, расположение оборудования, которое может проявляться в непомерно близком расстоянии до его использования, и не учитывает возможности их транспортировки и перевозки. В-третьих, могут быть установлены нерациональные особенности относительно предмета выполнения договора, при которых происходит ограничение лиц, которые могут претендовать на выполнение тендера. Например, выработка такого предмета договора, который может быть изготовлен только на определенном оборудовании, которое имеется только у одной фирмы.

Вторым критерием является наличие работников соответствующей квалификации, обладающих необходимыми знаниями и опытом. Под этот критерий довольно часто неправомерно подстраивают дополнительные квалификационные признаки работника, не отвечающие целям и задачам выполнения договора. К примеру, устанавливается дополнительная научная квалификация, непомерно высокий опыт или стаж работы. Неправомерно также ограничение соответствующей квалификации в рамках определенных контрагентов (бюджетное учреждение, государственное предприятие и т.п.) или определенной специализированной отрасли, что не целесообразно при выполнении соответствующего договора. Кроме этого, могут потребоваться дополнительные документы, срок получения которых превышает срок проведения тендера. В данном случае следует отметить тот факт, что даже если такие документы обязательны, то их предоставление может требоваться только победителем тендера.

Третьим критерием является наличие документально подтвержденного опыта выполнения аналогичного договора. Подводя под этот критерий довольно часто устанавливают такие дополнительные требования, как срок, за который заказчик должен выполнять подобные договора и период их выполнения. Соответственно, может быть установлен как непомерно короткий срок, так и непомерно большая протяженность, в течение которой потенциальный участник заключал договоры, соответственно может быть необходимость иметь договоры за тот период, когда потенциальный участник тендера еще не был создан. Также могут быть установлены непомерно высокие суммы договоров, которые заключались потенциальным участником тендера. В данном случае, чтобы установить, есть ли установленная сумма непомерно высокой, следует анализировать рынок, а именно, какое количество потенциальных участников тендера соответствует установленным требованиям,

Процедура обжалования состоит в том, что субъект обжалования подает жалобу в форме электронного документа через электронную систему закупок, после чего жалоба автоматически вносится в реестр жалоб и формируется ее регистрационная карта, обнародованная на веб-портале АМК. За подачу жалобы взимается плата в размере 5 тыс. грн. Жалобы могут подаваться в орган обжалования с момента обнародования объявления о проведении торгов, но не позднее чем за четыре дня до даты, установленной для представления тендерных предложений. АМК в срок, не превышающий 3х рабочих дней, должен принять решение о принятии жалобы к рассмотрению или оставить жалобу без рассмотрения. Основания по которым жалоба может быть оставлена ​​без рассмотрения, определены в ч.4 ст.18 ЗУ «О публичных закупках». Срок рассмотрения жалобы органом обжалования составляет 15 рабочих дней с момента начала рассмотрения жалобы. По результатам рассмотрения орган обжалования принимает решение об удовлетворении жалобы полностью, частично или об отказе в ее удовлетворении.

Таким образом, существует много видов дискриминационных условий, которые должны быть обжалованы в установленном законом порядке. Среди проблем, связанных с процедурой обжалования, можно выделить то, что плата за обжалование, установленная КМУ, не подлежит возмещению, даже в том случае, если АМКУ примет решение об удовлетворении жалобы полностью. Это приводит к злоупотреблениям со стороны недобросовестных заказчиков, отменяющих тендер, а не ликвидирующих дискриминационные условия, нанося ущерб субъектам обжалования.

Рассчитать цену помощи:

1 вопрос

Вашим делом занимались другие юристы?

Да
Нет

2 вопрос

Вы находитесь в Киеве или в Киевской области?

Да
Нет

3 вопрос

Юридическая помощь Вам нужна срочно?

Да
Нет
Насколько статья была полезна? Оцените:

0

Количество оценок:

0

20%
скидка
Если мы не
перезвоним
в течение дня
Консультация
Юридическая компания
Оставьте заявку на юридическую помощь прямо сейчас:
Лучшие юристы
Честная цена
Работаем быстро
Онлайн / офлайн консультация