• Prikhodko&Partners
  • Мы и СМИ
  • Мы и СМИ
  • Статья ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В УКРАИНЕ: К ВОПРОСУ О ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОМ ОПРЕДЕЛЕНИИ КОНЦЕПТА

Я лично гарантирую, что мы честно и порядочно выполним свою работу!

Приходько Андрей Анатольевич

Управляющий партнер

E-mail
advokat@prikhodko.com.ua
Номера телефонов
+38 (093) 007-44-00 +38 (098) 007-44-00

Адвокат, доктор юридических наук, признанный медийных эксперт по юридическим вопросам, юридический советник известных политиков и бизнесменов.

Связаться сейчас

ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В УКРАИНЕ: К ВОПРОСУ О ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОМ ОПРЕДЕЛЕНИИ КОНЦЕПТА

Вступление. Активизация интеграционных процессов конца ХХ – начала ХХI века в мире и, в частности на европейском континенте, для выработки единых правовых стандартов, отвечающих современным потребностям цивилизационного общественного развития, требуют упорядочения и нормирования, а возможно и переструктурирование национальной юридической терминосистемы.

 Уточним, терминология существует в языке не изолированно, а в диалектическом единстве и взаимосвязи со всеми слоями общенародного языка, поэтому наименование специальных понятий, закрепленных в конкретной терминосистеме, рассматривается как относительно самостоятельный процесс терминологической номинации, что является разновидностью общеязыковой механизма.

Используя окружающий мир, как объект и язык как средство, терминология представляет фрагменты знания во всей их сложности и обусловленности связей. С точки зрения представления знаний терминология делает это средствами языка. Основными объектами являются сроки. Если пристальнее посмотреть, можно заметить разное информационное наполнение терминов. Некоторые из терминов обозначают простые понятия, а некоторые – понятия, которые имеют гораздо больше информационное наполнение. Последние часто называют концептами. Концептами считают фрагменты знаний, которые позволяют моделировать и познавать мир. С точки зрения значимости концепты являются основными единицами терминологии, а системы концептов формируют объемы знаний. С этой точки зрения сроки это лексические единицы, помогают обозначить концепты. Можно сказать, что сроки – это лексические единицы, употребляют в ограниченных областях и служат для точного и лаконичного определения знаний.

Соответственно, с целью определения свойств, присущих изучаемому концепта, считаем необходимым исследовать доктринальные мнения относительно данного явления и на основе которых предоставить собственную трактовку принципам административно-правового обеспечения предотвращения и противодействия коррупции в Украине.

  • Обзор последних исследований

Принципы – категория межотраслевая и применяется учеными для обозначения многих явлений. В частности вопросу принципов административно-правового обеспечения в отдельных отраслях и сферах посвящены работы таких ученых как Ю. Битяк, М. Вишневский, В. Галунько, А. Колодий, А. Кравцов, В. Кузьмишин, А. Кучук, А. Орловский, Н. Саглаева, В. Семенов, А. Уварова, П. Фомин и другие. Однако, к заявленной нами проблематике, их научные поиски обращены не были, а касались общих или смежных аспектов.

  • Изложение основных положений

Одним из важнейших условий существования термина является системность, то есть существование его как отдельного элемента среди других, с которыми он вступает в определенные связи и отношения, фиксируя в своем понятийно объеме определенный фрагмент действительности и таким образом вместе с другими сроками обеспечивая полное и системное отражение системности знаний, накопленных наукой применительно к определенной области человеческой деятельности.

Мы сторонники мнения, что концепт – это совокупность терминов, которые наделены собственными характеристиками, однако в совокупном использовании обозначают отдельное явление или процесс, наделяя его исключительными свойствами, которые и отличают его от смежных объектов познания.

Отмечая исследуемый концепт, необходимо отметить, что в его состав входят, во-первых, термин «принципы», а точнее его отраслевая принадлежность к публичной сферы, во-вторых, термин «административно-правовое обеспечение» и, напоследок, термин «предотвращение и противодействие коррупции» как системное явление, обобщенно обозначает процесс искоренения коррупционных проявлений в публичном и частном секторах.

Что касается первого, уточним, что общепринятым эквивалентом слов «основа», «начало», «первоисточник» является слово «принцип», которое получило свое название от латинского principium, что буквально и переводится как то, с чего все начинается, в подтверждение чего в латинском языке существует много крылатых фраз: «Ab Jove principium» (начало от Юпитера), «Flebile principium melior fortuna sequentur» (после печального начала придется большое счастье), «Quod non habet principium, non habet finem» (то, что не имеет начала, не имеет конца), «Scribendi recte sapere est et principium et fons» (быть мудрым – вот начало и источник того, чтобы правильно писать), «Flagiti principium est nudare inter cives corpora» (обнажать тело на глазах у граждан есть начало развращение). В то же время, интересно, что в одном из этимологических словарей «принцип» хотя и определяется через principium, однако содержит отсылки на слово «принц», которое, в свою очередь, происходит от princеps, primus и capio – букв. «Первый беру / получаю», «предводитель»; «Первый», «главный», «лучший».

Однако, указанное не является диковинкой, поскольку как отмечал еще в конце XVIII века И. Бентам, термин «принцип» очень неясен и имеет очень широкое значение. Его чрезвычайная важность проявляется в том, что он применяется ко всему, что мыслится как основа или начало какой-либо серии действий. При этом, утверждать, что принципы – это только основоположность определенного явления, как основы его функционирования не целесообразно, поскольку его содержание охватывает и морально-этические аспекты определенной деятельности, выступает гарантом законности и воплощением качественного процесса конкретного действия. То есть, с помощью категории «принципы» раскрывается «ядро» запланированного действия, становится понятным его направленность и сущность.

С философской точки зрения, это выходные (общие, универсальные) теоретические положения, на основе которых происходит синтез соответствующих понятий в научную систему. Они отражают основы бытия и познания, выражающих их фундаментальные особенности и отношение; выполняют нормативную и регулирующую функции, ориентируя и побуждая людей к действию; выводятся из познания и сопровождают его, является способом рассмотрения и понимания предметов.

В то же время ни в общей теории права и отраслевых юридических науках, ни в международном праве нет однозначного ответа на вопрос о сущности, содержании и формах существования принципов права, вообще негативно влияет на практику правоприменения.

Как утверждает А. Уварова, значение принципов для права состоит в том, что именно в них наиболее ярко выражена его сущность во всем многообразии образующих ее сторон и закономерностей, отражены наиболее существенные черты содержания правового регулирования общественных отношений, а значит, в них имеют в концентрированной форме отображаться признаки права.

Кстати, В. Семенов отметил, что «нередко принципы права называют и считают принципами правового регулирования. Это верно лишь отчасти ». По мнению А. Колодий, принципы права и принципы правового регулирования нельзя отождествлять, поскольку принципы правового регулирования – «это принципы совсем другого уровня, формы, социальной направленности действия права». В трехзвенной системе принципов А. Колодий на первой позиции находятся общесоциальные принципы, на второй – собственно принципы права (системные и структурные) и на третьей – принципы правового регулирования. Далее ученый углубляет представление о принципах правового регулирования: «Общеправовые, межотраслевые, отраслевые, принципы институтов права, структуры права (общесоциального и юридического, публичного и частного, регулятивного и охранительного, материального и процессуального, объективного и субъективного), отражающиеся в принципах правообразования, правореализации и правоохраны, следует считать принципами правового регулирования. Такое качество этих принципов отражает особую зависимость их от сущности права, специфики правового регулирования общественных отношений, тоже их объединяет и приближает друг к другу. Итак, принципы правового регулирования – специфически юридические принципы, выражающие характер регулируемых отношений (предмет), содержание регулирования (его сущность) и его средства (методы) ».

Отмечая принципы административного права, Ю. Битяк определяет их как выходные, объективно обусловленные основополагающие принципы, согласно которым формируется и функционирует система и содержание этой отрасли права; А. Кравцов предлагает рассматривать их в естественно-правовом и положительном смысле. В естественно-правовом понимании принципы административного права Украины – это основополагающие идеи, которые являются первоосновой для формирования системы отрасли, существуют в правосознании и должны стать убеждениями для всех субъектов (участников) общественных отношений в сфере публичного управления и является по своему содержанию идеями естественного права. В положительном смысле – это руководящие положения, закрепленные в Конституции Украины, законах и подзаконных нормативно-правовых актах, перестали быть правовыми идеями и стали неоспоримыми требованиями для всех субъектов (участников) общественных отношений в сфере публичного управления и является по своему содержанию нормами позитивного права. По его мнению, указанный подход наилучшим образом показывает генеза правовых идей, их влияние на законодателя и закрепления в нормативно-правовых актах государства; В. Галунько считает, что общие принципы украинского административного права закреплены в Конституции Украины, конкретизируются и развиваются в законодательных и других нормативно-правовых актах. К этим принципам можно отнести:

  • принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина;
  • принцип верховенства права; законности; принцип равенства граждан перед законом;
  • принцип демократизма правотворчества и реализации права;
  • принцип взаимной ответственности государства и человека;
  • принцип гуманизма и справедливости во взаимоотношениях между государством и человеком.

В частности, при формулировании системы рассматриваемых принципов вряд ли целесообразно ограничиваться исключительно наработкой украинских ученых и национальных нормосоздателей. Так как, такие принципы фактически закладывают основы и направления для дальнейшего развития как науки административного права, так и законодательства о предотвращении и противодействии коррупции, к ним важно включить и принципы права Европейского Союза.

О следующем составляющем рассматриваемого концепта, необходимо отметить, что он имеет свою структуру, то есть также состоит из ряда составляющих.

В этом А. Замрига отмечает следующее:

1) наречие «административно» используется учеными для обозначения принадлежности категории до ведомственного поля регулирующих процессов административного характера: общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления и защиты основных прав, интересов и благ публичного поля, в том числе с частной принадлежности. В исследуемом контексте словосочетание «административно-правовое обеспечение» означает принадлежность данной категории к науке административного права и соответствующей отрасли права со всеми присущими ей особенностями: наличие ориентировки государственного управления на принципах «человекоцентризма», «гуманизации» и приоритета защиты общественных законных потребностей; многоаспектность охвата ведомственного влияния от равноправных публичных субъектов в иерархических и юридически неравных отношений, подлежащих урегулированию нормами административного права; постоянный динамизм и модернизация под вызовы современного развития государственных и общественных благ; необходимость внедрения действенных механизмов, процедур и организационных основ деятельности публичной администрации;

2) прилагательное «правовое» в контексте исследуемого понятия, охватывает перечень охраняемых ценностей, с помощью нормативности представляют справедливость, равенство, свободу, уважение и защищенность в пределах административно-хозяйственных взаимосвязей;

3) термин «обеспечение» обозначает: а) комплекс экономических, социальных, организационных, технических, правовых и иных мер, активных действий и решений уполномоченных субъектов; б) стратегическое, плановую, систематическую деятельность публичной администрации с четким направлением; в) целенаправленность на получение запланированного результата;

4) указание на реализацию прямых обязанностей; г) сложившуюся программу необходимых целей.

В контексте рассматриваемого словосочетания это – комплекс мероприятий, находят свое выражение в стратегических планах публичной администрации с целью достижения желаемого результата по публичному администрированию отдельной сферы или отрасли ».

Соответственно, административно-правовое обеспечение следует рассматривать в широком и узком смыслах. В широком понимании – это упорядочение общественных отношений уполномоченными на то государством органами, их юридическое закрепление с помощью правовых норм, охрана, реализация и развитие. Узкое определение будет меняться в зависимости от того, о каких общественные отношения будет идти речь.

Последним составляющим рассматриваемого концепта, является термин «предотвращение и противодействие коррупции», – деятельность уполномоченных субъектов, что имеет целью ее искоренение всеми доступными способами, в частности это превентивные меры – то есть предотвращения коррупции; репрессивные меры – то есть противодействие коррупции; ликвидационные мероприятия – то есть устранение последствий коррупционных действий как составная часть противодействия.

Добавим, законодательный акцент на предотвращении коррупции обусловлен приоритетностью применения именно меры предосторожности – эффективного действия установленных законодательством превентивных антикоррупционных механизмов, повышает уровень правовой осведомленности граждан, уменьшает риск нарушения их основных прав и свобод в повседневной жизни, а также способствует формированию у населения нетерпимого отношения к проявлений коррупции. Поскольку применение репрессивного антикоррупционного законодательства, направленного только на наказание публичных служащих, без устранения факторов, питающих и порождают коррупцию, не приводит ни к каким ощутимым результатам по снижению ее уровня.

  • Выводы

Все вышеизложенное дает возможность сформулировать вывод, согласно которому, концепт «принципы административно-правового обеспечения предотвращения и противодействия коррупции в Украине» – это совокупность терминов, которые наделены собственными характеристиками, однако в совокупном использовании обозначают нормативно сформированный перечень международных и национальных гарантий, принципов и антикоррупционных стандартов , а также систему обычных правил эффективного действия установленных законодательством превентивных, репрессивных и следственно-ликвидационных антикоррупционных механизмов.

20%
скидка
Если мы не перезвоним в течение дня
Консультация