Я лично гарантирую, что мы честно и порядочно выполним свою работу!

Приходько Андрей Анатольевич

Управляющий партнер

E-mail
advokat@prikhodko.com.ua
Номера телефонов
+38 (093) 007-44-00 +38 (098) 007-44-00

Адвокат, доктор юридических наук, признанный медийных эксперт по юридическим вопросам, юридический советник известных политиков и бизнесменов.

Связаться сейчас

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ: ТЕРМИНОЛОГИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Вступление. Знание о существенные характеристики предмета, о его сущности можно представить онтологиями и терминологии, то есть двумя моделями представления знаний. Терминологию давно используют для передачи и распространения знаний, поскольку она содержит точную и концентрированную информацию по определенной отрасли.

 Терминология сама по себе не может обеспечить представления знаний по той или иной отрасли, поскольку она не покрывает всего объема знаний, с одной стороны, и не делает систематизировать информацию без использования метатекстовых средств. Однако как средство интерфейса и доступа в системах представления знаний она может быть очень полезной, поскольку обеспечивает легкий семантический доступ к отдельным фрагментам.

От того, насколько грамотно законодатель применяет в своей деятельности средства законодательной техники и особенно дефиниции, зависит техническое совершенство принятых им актов. Для сферы предотвращения и противодействия коррупции это имеет определяющее значение, поскольку евроинтеграционные процессы требуют от Украины просмотра и совершенствования отечественного механизма реализации такой деятельности на основе международных антикоррупционных стандартов. А от правильного содержательного определения основных дефиниций зависит как отображаемое явление реализует себя на самом деле, демонстрируется его сущность, происходит отграничения от других объектов.

Соответственно, с целью определения свойств, присущих явлению коррупции и концептуальных основ предотвращения и противодействия данному явлению, считаем необходимым исследовать терминологию законодательства в рассматриваемом поле.

  • Обзор последних исследований

К вопросу об определении терминологической и содержательной сущности такого явления как коррупция, обращали свои научные взгляды многочисленные отечественные и иностранные ученые. Среди них следует выделить таких как А. Задорожный, А. Иленков, В. Костенко, Н. Михалкин, Л. Смирнова, А. Ткачиха, В. Трепак, А. Хворостянкина и другие. Однако к системному анализу законодательного определения таких явлений как «коррупция», «предотвращение коррупции» и «противодействие коррупции» их научные поиски обращены не были, а касались общих или смежных аспектов.

  • Изложение основных положений

За годы независимости Украины законодательное определение понятия «коррупция» деформировалось и менялось. Так, в Законе Украины «О борьбе с коррупцией» от 5 октября 1995 года в статье 1 коррупция определяется как деятельность лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, направленная на противоправное использование предоставленных им полномочий для получения материальных благ, услуг, льгот или других преимуществ.

Впоследствии, 24 апреля 1998 г. был принят Указ Президента Украины №367/98 «О Концепции борьбы с коррупцией на 1998-2005 годы», который предусматривал, что коррупция составляет совокупность разных по характеру и степени общественной опасности, но единых по своей сути коррупционных деяний, других правонарушений (уголовных, административных, гражданско-правовых, дисциплинарных), а также нарушений этики поведения должностных лиц, связанных с совершением этих деяний.

В то же время в приложении 2 «Определение терминов и понятий» приказом Главного управления государственной службы Украины (№94 от 30 ноября 2001 года «О дополнении к Справочник типовых профессиональных характеристик должностей государственных служащих») определено, что коррупция – это злоупотребление служебным положением, прямое использование должностным лицом прав и полномочий в целях личного обогащения; продажность общественных и политических деятелей, работников управленческих органов.

Соответственно в течение длительного времени у граждан и населения Украины укоренилась мысль, что коррупция присуща только чиновникам и только чиновники совершают коррупционные деяния. Такое законодательное формулировка термина «коррупция» способствовало распространению и закреплению этого стереотипа мышления.

Несколько улучшилась ситуация с принятием Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» 11 июня 2009 года №1506-VI. В данном документе определялась коррупция как использование лицом предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей с целью получения неправомерной выгоды или принятия обещания / предложения такой выгоды для себя или других лиц или соответственно обещание / предложение или предоставление неправомерной выгоды такому лицу или по его требование другим физическим или юридическим лицам с целью склонить это лицо к противоправному использованию предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей.

В свою очередь, в новом Законе Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции», который вступил в силу 1 января 2011 года, рассматриваемый термин трактуется как использование лицом, указанным в части первой статьи 4 настоящего Закона, предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей с целью получения неправомерной выгоды или принятия обещания / предложения такой выгоды для себя или других лиц или соответственно обещание / предложение или предоставление неправомерной выгоды лицу, указанному в части первой статьи 4 настоящего Закона, или по его требованию другим физическим или юридическим лицам с целью склонить это лицо к противоправному использованию предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей.

То есть, в указанных актах коррупция признается не только как проблема чиновников, но и определяется коррупционными правонарушениями и действия граждан при предоставлении или предложения предоставление неправомерной выгоды чиновнику.

Сейчас действует Закон Украины от 14.10.2014 года №1700-VII «О предотвращении коррупции», в котором явление коррупции трактуется как использование лицом, предоставленных ему служебных полномочий или связанных с ними возможностей с целью получения неправомерной выгоды или принятия такой выгоды или принятия обещания/предложения такой выгоды для себя или других лиц или соответственно обещание/предложение или предоставление неправомерной выгоды лицу или по его требованию другим физическим или юридическим лицам с целью склонить это лицо к противоправному использованию предоставленных ему служебных полномочий или связанных с ними возможностей.

Итак, за годы независимости было принято несколько специализированных актов в исследуемой сфере. Сейчас термин «коррупция» используется в качестве:

1) противоправных действий уполномоченного субъекта с целью получения неправомерной выгоды для себя или своих близких заставляя других лиц к совершению какого-либо действия;

2) самостоятельное неправомерное использование своего служебного положения для получения определенных благ как для себя, так и в пользу заинтересованных лиц;

3) действия, направленные на склонение уполномоченного лица к неправомерному использованию своих служебных возможностей.

Для сравнения, в модельных законов «Об основах законодательства об антикоррупционной политике» от 15.11.2003 года коррупция – это подкуп (получение или дача взятки), любой незаконное использование лицом своего публичного статуса, сопряженное с извлечением выгоды (имущества, услуг или льгот и / или преимуществ, в том числе неимущественного характера) как для себя, так и для своих близких вопреки законным интересам общества и государства, или незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу.

Уточним, что лица, имеющие публичный статус – это лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие должностные или служебные обязанности в органах государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также лица, выполняющие управленческие функции в государственных и муниципальных предприятиях или в некоммерческих (в том числе иностранных и международных) организациях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления или их учреждениями.

В «Практических мерах борьбы с коррупцией», данное явление определено как «нарушение этического (морального), дисциплинарного, административного, уголовного характера, проявились в противозаконном использовании своего служебного положения субъектом коррупционной деятельности». Добавим, что Справочный документ о международной борьбе с коррупцией толкует понятие коррупции, как «злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях».

В свою очередь, Гражданская конвенция о борьбе с коррупцией содержит собственно целевое определение данного термина, который означает прямые или косвенные вымогательство, предложение, дачу или получение взятки или любой другой неправомерной выгоды или возможности ее получения, нарушающих надлежащее выполнение любого обязанности “связи лицом, получает взятки, неправомерную выгоду или возможность иметь такую ​​выгоду, или поведение такого лица.

Итак, в глобальном смысле коррупция как транснациональное социально-правовое явление – это во-первых, разновидность поведения лиц, имеющих особый статус (в частности в сфере принятия отдельных решений, имеющих правовые последствия), в которой интересы такого лица занимают привилегированное положение над общественными или государственными; во-вторых – это осквернена идеология общества, которая позволяет вопреки нормам закона поступать, допускать совершения или поощрять неэтичное и противоправное поведение уполномоченных лиц.

В общем смысле, это всеобъемлющее явление, в состав которого входят проявления любого злоупотребления особым статусом с одной стороны, а с другой – побуждение и активные действия к их воплощению другими заинтересованными лицами. То есть это двусторонний взаимосвязь, симбиоз потребностей и выгод. Высоким коррупционным проявлением является взяточничество, которое в любом случае должно быть уголовно наказуемым на ряду с злоупотребление влиянием, отмыванием доходов, полученных от преступлений, связанных с коррупцией и финансовых махинаций.

Стоит отметить, что разнообразие определений коррупции свидетельствует о сложности и многогранности этого явления, согласно определения дефиниции этого понятия, находятся в постоянном развитии не только на национальном уровне, но и на международном уровне.

Отмечая следующую категорию, в разрезе нашего исследования, необходимо отметить, что термин «предотвращение», обобщенно используется в актах законодательства:

1) для уменьшения количества и вредности какого-либо явления (например, для окружающей среды);

2) как система мер, направленных на устранение правовых, социальных и других причин возникновения определенного явления, предотвращения и возникновению негативных общественных последствий (например, бездомности и беспризорности);

3) как подготовка и реализация комплекса правовых, социально-экономических, политических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и других мероприятий, проведение оценки уровней риска, заблаговременное реагирование на угрозу (например, чрезвычайных ситуаций);

4) система мероприятий, осуществляемых органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, а также гражданами Украины, иностранцами и лицами без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, и направленные на повышение уровня осведомленности общества о формах, причин и последствий конкретного негативного явления, формирование нетерпимого отношения к нему (например, домашнего насилия; насилия по признаку пола);

5) все требования или меры для избежания или ограничения негативных явлений (например, опасности на предприятии);

Специализированная трактовка явления предотвращения коррупции предоставлено в модельных законах «Об основах законодательства об антикоррупционной политике» от 15.11.2003 года, где указано, что это деятельность субъектов антикоррупционной политики, направленная на выявление, изучение, ограничение или устранение явлений, порождающих коррупционные правонарушения или способствуют их распространению.

Действующий Закон Украины от 14.10.2014 года №1700-VII «О предотвращении коррупции» аналогичного или приравненного к нему трактовки рассматриваемого явления нет, а потому считаем целесообразным дополнения данной дефиниции в следующем виде:

«Предотвращение проявлений коррупции – деятельность публичной администрации, а также граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства, находящихся в Украине на законных основаниях, направленная на выявление, изучение, ограничение или устранение явлений, порождающих коррупционные правонарушения или способствуют их распространению».

Сейчас законодательством установлен ряд положений, по содержанию ограничениями и запретами определенных видов поведения должностных лиц, а по своему назначению это – средства предотвращения коррупции. Необходимо такие положения знать, понимать и соблюдать в своей повседневной деятельности. Кроме того, законодательство устанавливает ряд требований и процедур, направленных на предупреждение коррупции. Все эти инструменты составляют комплекс антикоррупционных механизмов, которые выступают “барьерами” на пути совершения коррупционных правонарушений.

 В свою очередь, термин «противодействие» употребляется законодателем в следующих значениях:

1) система мероприятий, осуществляемых органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, а также гражданами Украины, иностранцами и лицами без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, и направленные на прекращение негативного явления, оказания помощи и защиты пострадавшему возмещение ей ущерба, а также на надлежащее расследование случаев, и привлечения к ответственности правонарушителей (например, домашнего насилия, насилия по признаку пола);

2) деятельность, направленная на предотвращение (предупреждение) или затруднения реализации противоправной деятельности (например, компьютерным атакам);

3) система мер, направленных на преодоление негативного явления, путем его предупреждения и борьбы с ним и оказания помощи и защиты лицам, пострадавшим (например, торговли людьми).

Однако, действующий Закон Украины от 14.10.2014 года №1700-VII «О предотвращении коррупции» трактовки рассматриваемого явления также не имеет, а потому считаем целесообразным дополнения данной дефиниции в следующем виде:

«Противодействие проявлениям коррупции – деятельность антикоррупционных и правоохранительных органов, направленная на выявление коррупционных правонарушений, надлежащее расследование, привлечение к ответственности правонарушителей, а также защита лиц, понесших ущерб в результате коррупционных действий».

В заключение, следует указать, что такой термин как борьба, употребляется законодателем в значении деятельности по предупреждению, выявлению, пресечению, минимизации последствий, или как система мероприятий, осуществляемых в рамках противодействия и, направленных на выявление преступления, в том числе неоконченного, лиц , которые от этого пострадали, установление субъектов преступления и привлечения их к ответственности.

На наш взгляд, данный термин в рассматриваемой сфере охватывает как предотвращение так и противодействие коррупции, поскольку предполагает деятельность, имеющая целью ее искоренения всеми доступными способами, в частности это превентивные меры – то есть предотвращения коррупции; репрессивные меры – то есть противодействие коррупции; ликвидационные мероприятия – то есть устранение последствий коррупционных действий как составная часть противодействия.

Законодательный акцент на предотвращении коррупции обусловлен приоритетностью применения именно меры предосторожности – эффективного действия установленных законодательством превентивных антикоррупционных механизмов, повышает уровень правовой осведомленности граждан, уменьшает риск нарушения их основных прав и свобод в повседневной жизни, а также способствует формированию у населения нетерпимого отношения к проявлениям коррупции. Поскольку применение репрессивного антикоррупционного законодательства, направленного только на наказание публичных служащих, без устранения факторов, питающих и порождают коррупцию, не приводит ни к каким ощутимым результатам по снижению ее уровня.

  • Выводы

Все вышеизложенное дает возможность сформулировать вывод, согласно которому, терминология законодательства в сфере предотвращения и противодействия коррупции является несовершенной и требует законодательного пересмотра. Акты законодательства апеллируют такими терминами как «борьба», «противодействие», «предотвращение» проявлениям коррупции, однако официальное их дифинирование отсутствует. В связи с чем, предлагаем закрепить в действующем Законе Украины от 14.10.2014 года №1700-VII «О предотвращении коррупции» трактовки указанных сроков.

20%
скидка
Если мы не перезвоним в течение дня
Консультация