Время прочтения: 3 мин.
Наиболее распространенной ошибкой правоохранительных органов сегодняшнего дня является нежелание знать положения действующего законодательства и привычка работать по старой "схеме". Она идет об открытии, о начале следствия, а именно о внесении сведений в ЕРДР. Так, согласно ст. 214 УПК Украины следственный прокурор безотлагательно, но не позднее 24 часов после подачи заявления, уведомления о совершенном уголовном правонарушении или после самостоятельного выявления им из любого источника обстоятельств, которые могут свидетельствовать о совершении уголовного правонарушения, обязан внести соответствующие сведения в Единый реестр досудебных расследований, начать расследование и через 24 часа с момента внесения таких сведений предоставить заявителю выписку из Единого реестра досудебных расследований.
Досудебное расследование начинается с момента внесения сведений в Единый реестр досудебных расследований.
Положение о Едином реестре досудебных расследований, порядок его формирования и ведения утверждаются Генеральной прокуратурой Украины по согласованию с Министерством внутренних дел Украины, Службой безопасности Украины, Национальным антикоррупционным бюро Украины, органом, осуществляющим контроль за соблюдением налогового законодательства.
Проблема в том, что правоохранители не вникают в суть уголовно-процессуального законодательства и привыкли использовать утратившие силу нормы законодательства, так проще работать. Следствие начинают вести по одному факту, затем выявляют ряд других возможных преступлений, объединяют, переквалифицируют, закрывают уголовные производства, однако не учитывают особенности действующего законодательства, предусматривающего четкий порядок действий и порядок принятия процессуальных решений. Так, в частности, УПК Украины не предусматривает возможности не внесения сведений в ЕРДР, однако следователи за частую пишут отписки о том, что проведена проверка и оснований внесения сведений в ЕРДР не имеет. Более того, проводят такую проверку, без внесения сведений в ЕРДР, что нарушает права граждан и полностью противоречит принципам уголовно-процессуального законодательства.
Вместе с тем даже внесение сведений не всегда происходит в соответствии с законодательством. Так в соответствии с п. 8. ч. 2 Положения о порядке ведения Единого реестра досудебных расследований сведения о нескольких совершенных уголовных правонарушениях, указанных в одном заявлении, уведомлении или обнаруженных непосредственно прокурором, следователем или работником другого подразделения, независимо от времени их совершения, наличия лиц , совершивших уголовные правонарушения, вносятся в Реестр по каждому правонарушению в отдельности.
Однако правоохранители вносят ряд правонарушений под одним номером, либо принимают постановление о переквалификации преступления, либо дописывают фабулу преступления в ЕРДР.
Указанные действия противоречат уголовно-процессуальному законодательству и позволяют адвокатам в законом порядке признавать процессуальные решения незаконными, отменять такие решения, полученные в результате незаконных действий доказательства признавать недопустимыми, не позволять следователям совершать процессуальные действия противоречащие Закону.
Так, в частности, обращаем внимание на очередное определение суда, которому следователю отказано во временном доступе к вещам и документам.