ПОЧЕМУ В УКРАИНЕ ТАК МНОГО ОБЫСКОВ? КТО ВИНОВАТ: БИЗНЕС ИЛИ ПРАВООХРАНИТЕЛИ?

«Я лично гарантирую, что мы честно и порядочно выполним свою работу!»

Приходько Андрей Анатольевич

Управляющий партнер

Адвокат, доктор юридических наук, признанный медийный эксперт по юридическим вопросам, юридический советник известных политиков и бизнесменов.

Связаться сейчас

ПОЧЕМУ В УКРАИНЕ ТАК МНОГО ОБЫСКОВ? КТО ВИНОВАТ: БИЗНЕС ИЛИ ПРАВООХРАНИТЕЛИ?

Время прочтения: 11 мин.

ПОЧЕМУ В УКРАИНЕ ТАК МНОГО ОБЫСКОВ? КТО ВИНОВАТ: БИЗНЕС ИЛИ ПРАВООХРАНИТЕЛИ? - img 3713 1024x1024 2 Каждый из нас часто слышит фразу «Обыск — признак успеха». Все политики с трибун говорят о том, что правоохранители «кошмарят бизнес», даже официальная статистика говорит о том, что Украина сегодня рекордсмен во всем мире по количеству проведенных обысков.

 При этом большинство обысков проводится у бизнеса, в офисах, складских помещениях, дома у владельцев бизнеса и ключевых руководителей.

 Действительно ли это так? Из личного опыта подтверждаю: что так оно и есть. Каждый бизнес в Украине, который пересек планку в 1 млн. грн. в месяц рано или поздно встречает ДФС, СБУ или прокуратуру с постановлением на обыск.

 В чем же причина?

 Откровенно скажу, что ни один из обысков, в которых защиту осуществляли мои адвокаты или я лично — не  был полностью безосновательным. Конечно, я, как адвокат, всегда находил правовые нарушения при вынесении решения в суде, во время проведения самого обыска и в дальнейшем при возвращении изъятого имущества. И объективно, в большинстве случаев, изъятие вещественных доказательств в дальнейшем были признаны недопустимыми, а изъятое имущество (компьютерная техника, телефоны, деньги) возвращены их владельцам.

 Но каждое постановление суда свидетельствовало о том, что предприятия, в которых происходит обыск, причастны к совершению преступления. Такие, предприятия или что-то купили у фиктивной фирмы или что-то ей продали. Не бывает так, что никаких контактов с фиктивным предприятием нет, а на обыск пришли. И это 100 % факт! Исключения, конечно, я допускаю, но на своем опыте я такого не видел.

А теперь к основному, в чем же причина такого большого количества обысков?

 Давайте смоделируем ситуацию.

 Вы программист. Вы нашли крупного клиента плательщика НДС с заказом на 1 млн. грн. Для этого Вы в первую очередь регистрируете ООО с НДС, открываете счета и заключаете договор.

 И вот Вам заплатили на счет 1 млн. грн.

Какую сумму налогов нужно заплатить и сколько останется себе?

 Прежде всего Вам нужно зарегистрировать налоговую накладную на Вашего контрагента на 1 млн. грн, а поэтому Вам нужно внести средства в сумме 166 666,67 грн (налог на добавленную стоимость) на счет налоговой. После этой операции у Вас осталось 1000 000,00 грн — 166 666,67 грн = 833 333,33 грн.

 После этого уплатить налог на прибыль (18 процентов). 833 333,33 грн. — 18 % = 683 333,33 грн осталось.

 После этого платим налог на дивиденды (5 процентов). 683 333,33 грн — 5 % = 649166,66 грн.

 После этого получаем средства фактически на свою карту и можем пойти снять их в банк. Но перед этим нужно заплатить налог на прибыль как физическое лицо (18 процентов) и военный сбор (1,5 %), вместе 19,5 %. 649166,66 грн — 19,5 % = 522 579,16 грн.

 Что в итоге? Из полученного 1 млн. грн. у Вас останется чуть больше чем половина, 48 % Вы отдаете государству.

 Или у Вас есть другой путь — воспользоваться услугами «схемщиков». Им Вы заплатите всего 10-12 %, и деньги Вам привезут наличными.

 Экономическая выгода очевидна!

А что же с рисками?

 С уклонением от уплаты налогов сегодня государство борется через 2 учреждения:

  • Государственная налоговая служба;
  • Правоохранительные органы (ДФС, СБУ, ГБР, Прокуратура, иногда подключаются Полиция, НАБУ).

 Что происходит в случае с Государственной налоговой службой? ГНС выявляет факт занижения налоговой ставки, проводит проверку, составляет акт, отправляет налоговое-сообщение решение, и если Вы его обжаловали в суд, взимается сумма не уплаченных налогов. Но что самое главное, эта сумма взимается не с Вас, а с Вашей компании. Чтобы не платить штраф достаточно просто продать корпоративные права. Сленг — экспресс ликвидация. Такая процедура стоит на рынке около 20 тыс. грн, за эти средства юристы найдут покупателя Вашей фирмы и осуществят переоформление «под ключ» без лишних хлопот. То есть, максимальный риск во взаимоотношениях с ГНС — это дополнительные расходы в размере 20 тыс. грн. Можно себе это позволить, если Вы сэкономили на налогах около 400 тыс. грн.

 Что же происходит в случае выявления факта занижения налоговой ставки правоохранительным органом?Открывается уголовное производство по ст. 212 УК Украины (уклонение от уплаты налогов), далее Вас вызовут на допрос, потом потребуют документы по взаимоотношениям с фирмой, на которую Вы заплатили деньги, потом проведут обыски, возможно изымут компьютер, телефон, ну и конечно средства, если их найдут.

 Но самый главный факт — это то, что состава преступления в конкретно Ваших действиях нет, потому что для наличия состава преступления должен иметь место вред в крупных размерах, а это 6 306 000,00 грн (3 тыс * 2102,00 грн). И даже если все докажут, Вы своими действиями нанесли ущерб всего на 477 420,84 грн, а следовательно, уголовное производство закроется автоматически через 12 месяцев после его открытия (в соответствии с ч. 2 ст. 219 УПК Украины и п.2 ч.1 ст. 284 УПК Украины). И это 100 % факт! Подтверждением этого является то, что в Киеве за последние 3 года к ответственности за совершение преступления по ст. 212 УК Украины не был привлечен ни один человек, действовавший в таком формате.

 И даже при максимальных затратах на адвоката в размере 100-150 тыс. грн. за весь процесс досудебного расследования, Вы все равно сэкономили на налогах около 350 тыс. грн.

 Получается, что можно создать фирму, совершенно спокойно не платить налог, потом старую фирму продать, открыть новую и снова по кругу. И это действительно так! Большинство среднего бизнеса так и действуют сегодня, потому что платить около половины своего заработка в государство, совершенно не выгодно и несправедливо. А самое главное, что законодательство действительно дает возможность не платить налоги и не нести никакой ответственности.

 Нерациональная налоговая политика государства привела к возникновению целого ряда схем направленных на оптимизацию налогов. Такие схемы можно условно разделить на 3 группы:

Белые

 Это когда фактически завышаются расходы, путем функционирования группы подконтрольных компаний или путем оформления сотрудников ФОПами. Схема абсолютно законная, все операции действительно происходят, товар поставляется, услуги предоставляются, работы выполняются, все происходит в соответствии с действующим законодательством.

Серые

 Это оптимизация, которая происходит между предприятиями реального сектора экономики. Например, фирма занимается импортом. После растаможивания товар продается в Украине за наличные, для закупки нового товара за рубежом нужны безналичные средства — на приобретение валюты, так происходит обмен наличных на безналичные средства. Или другой пример, компания занимается рекламой, часть клиентов за рекламу заплатили наличными, а фирме нужны безналичные средства на оплату заработной платы и аренды техники, снова происходит обмен. Разница между «белой» и «серой» схеме в том, что в первом случае услуги реально предоставляются (товары реально завозятся), во втором случае все происходит только на бумаге. Но учитывая, что обе фирмы реальные, имеют мощности, штат людей, реально платят часть налогов, выявить факты оптимизации практически невозможно.

Черные

 Это оптимизация, которая происходит с участием фиктивного элемента (ООО, ЧП, Общественная организация, финансовые компании и т.д). Здесь, в большинстве случаев, применяются так называемые «скрутки», о которых сейчас много говорят политики и пресса. Если коротко, то суть такова: есть фирмы, которые занимаются, например, импортом таких товаров, как фрукты, рыба, товары общего потребления, большинство этих товаров продается в Украине за наличные, и в конце снова происходит обмен наличных на безналичные средства, как в случае с Серой схемой. Но здесь есть нюанс, такие товары, как фрукты и рыба, не может покупать фирма, которая занимается строительством или предоставляет какие-то услуги, это очевидно. Поэтому, между двумя фирмами ставится фирма-прокладка, которая осуществляет «скрутку» товара, покупает бананы, а продает рекламные услуги. Такая фирма существует недолго, так как замечается налоговиками и они активно начинают искать руководителя. И после того как найдут, руководитель говорит, что он не руководитель и ничего о работе такой фирмы не знает, и ему просто дали 1000 грн за то, что приехал к нотариусу. И после этого, все фирмы реального сектора экономики, взаимодействовали с фиктивной фирмой, потенциальные «клиенты» правоохранителей, отсюда и обыски, и допросы, и «кошмарят бизнес».

 А теперь основной вопрос: » Так кто же виноват в том, что «кошмарят бизнес»? Правоохранители или сами бизнесмены? «

 Я убежден, что ни одни и ни другие, а исключительно государство!

 Правоохранители делают свою работу, они приходят исключительно к тем бизнесменам, которые занизили налоговую базу и не уплатили налоги.

 Бизнесмены, в нынешних реалиях, не могут отдавать 50 % от своего заработка. В большинстве случаев, у бизнеса даже нет такой маржинальности. Кроме того, каждый из бизнесменов, зная законодательство или имея хорошего юриста, понимает, что при правильном подходе, никаких рисков нет и к ответственности его никто не привлечет. А потому, «платят налоги в нашей стране только л…». И это факт!

 А вот руководство государства должно понять несколько простых вещей:

» Налоговая система должна строиться по тому же принципу, что и бизнес. Чем больше ты заплатил — тем дешевле! Опт — более выгодный! «

 А у нас сейчас все наоборот, чем больше ты платишь налогов — тем больше ставка. Например, самый простой ФЛП платит около 1,5 тыс. грн. в месяц за 1 млн. оборота, вторая группа ФЛП около 3 тыс. за 5 млн. грн, третья группа 5 % за 7 млн. ​​грн, а дальше ООО с НДС — 48 % (налоги вместе).

 Что будет делать умный человек при таком подходе? Первое — дробить бизнес на большое количество ФЛП и ООО, второе — при достижении определенного оборота, открывать новое предприятия и так по кругу.

 А должно быть наоборот, крупный плательщик платит 5 % от оборота, а малый 10-15. Тогда малый будет стремиться стать большим, будет дорожить репутацией и беречь свое предприятие.

 Плюс, при таком подходе, заниматься оптимизацию, о которой говорилось выше, будет не выгодно. Потому что оптимизация стоит 12 процентов, а налог составляет 5 (для примера).

 Кто-то скажет, что от такого подхода бюджет перестанет наполняться и это приведет к колоссальному дефициту. Так вот, если посмотреть сейчас статистику по крупным плательщикам, то у них налоговая нагрузка не достигает даже 2 процентов. Если такие плательщики начнут платить 5 %, то поступления в бюджет вырастут минимум в два раза, а расходы на содержание налоговых и правоохранительных органов можно будет уменьшить минимум в два раза, потому что у них не будет работы — бизнес и без них будет платить в бюджет.

» Изменить приоритеты в работе налоговых органов «

 Государственная налоговая служба — должна быть клиентоориентированная. Что это значит? За каждым предприятием должен быть закреплен инспектор, заработная плата которого, напрямую зависит от отзывов тех субъектов хозяйствования, которых он обслуживает. Такой инспектор должен быть на связи 24 часа в сутки и способствовать налоговому планированию бизнеса.

 Например, недавно юристы моей компании сопровождали подачу жалобы в Государственную налоговую службу г. Киева. Жалоба подавалась трижды и каждый раз приходил формальный ответ (отписка), из которого непонятно в чем проблема. После третьего ответа юристы попытались позвонить и выяснить, что же не так. В результате с 10 утра до 18 вечера, после непрерывных звонков, так поговорить и не удалось. По тем номерам телефонов, на которые удалось дозвониться, отвечали — звоните на другой телефон, а на другом телефоне никто в течение дня трубку не взял. Замкнутый круг! Единые ответы, удалось получить где-то в канцелярии и других номерах: «Измените регион деятельности, в Киеве все сложно», «Сейчас всех блокируют — это нормально, идите в суд», «Трубку никто не берет, потому что у нас почти всех сократили — некому работать ».

 Вот Вам и клиентоориентированность!

» Изменить систему работы правоохранительных органов. Правоохранительные органы — должны быть ориентированы на наполнение бюджета. При любых реформах, все равно останется процент «схемщиков», которые будут искать варианты — как не платить даже те 5 %. Поэтому, правоохранительная система должна быть, но с измененным подходом к работе. «

 Основной показатель — это наполнение бюджета за счет ареста и взыскания в доход государства средств из фиктивных предприятий и достижения налогового компромисса с реальным сектором экономики, который уклонился от уплаты налогов.

 При этом необходимо:

 Мотивировать работников заработной платой, которая должна напрямую зависеть от наполнения бюджета персонально каждым работником (группой, отделом). Например, создается группа в состав которой входит прокурор, следователи и оперативные работники. Эта группа документирует незаконную деятельность фиктивного предприятия или группы предприятий реального и фиктивного сектора, по результатам расследования бюджет наполнен на 10 млн. грн, группа получает 5-10 % от наполнения и распределяет, как премию между всем составом группы. Такой подход будет мотивировать к антикоррупционным мерам и будет способствовать взаимному контролю, когда один работник может недополучить премию в результате коррупционных действий другого. В структурном подразделении работает несколько групп, которые конкурируют друг с другом по одному показателю — наполнение бюджета. Группа, не наполняет бюджет или имеет худший показатель подлежит реорганизации или ликвидации, а участники группы — освобождению.

 Расширить полномочия правоохранительных органов (упростить процедуры получения доступов к счетам, упростить получение разрешений на обыск, задержание и привод, упростить процедуру взыскания в доход государства залога, средств приобретенных преступным путем и реализации имущества на открытых торгах и т.д.), вместе с тем увеличить персональную ответственность каждого работника. В случае признания следственного действия или процессуального решения незаконным, государство мгновенно (четко определенный срок) компенсирует причиненный ущерб в двойном размере или оплатит конкретные штрафы за нарушение прав граждан или бизнеса (например незаконный обыск — 100 тыс. грн, незаконный арест имущества — 20 % от его стоимости и т.д.) с последующим взысканием возмещения по конкретному работнику правоохранительного органа. Это во-первых уменьшит практически до нуля злоупотребления со стороны правоохранительных органов, с другой стороны даст гарантии защищенности бизнеса.

» Ну и конечно суд! Учитывая, что в любых процессах последнее слово всегда за судом, обязательно необходима персональная ответственность судей. Одобрительная идея была в партии «Слуга народа», согласно которой, в случае отмены решения суда судом высшей инстанции судья несет персональную ответственность за решение, которое принял. Каждый судья должен понимать, что за принятие неправосудного решения — его в лучшем случае уволят, в худшем — уголовная ответственность с возмещением причиненного вреда. «

 Только так можно сформировать единую судебную практику и обеспечить верховенство права!

 Описанное выше — это абсолютно новаторский подход, конечно он требует обсуждения и отработки нюансов. Но основные идеи имеют право на существование и я убежден, такой подход даст возможность исправить абсолютно тупиковую ситуацию с налогообложением в Украине.

Рассчитать цену помощи:

1 вопрос

Вашим делом занимались другие юристы?

Да
Нет

2 вопрос

Вы находитесь в Киеве или в Киевской области?

Да
Нет

3 вопрос

Юридическая помощь Вам нужна срочно?

Да
Нет
20%
скидка
Если мы не
перезвоним
в течение дня
Консультация
Юридическая компания
Оставьте заявку на юридическую помощь прямо сейчас:
Лучшие юристы
Честная цена
Работаем быстро
Онлайн / офлайн консультация