Особенности защиты прав потерпевших во время досудебного расследования

«Наша задача – защита Ваших прав и интересов. Мы не рассказываем «сказок» – клиент должен осознавать объективную реальность ситуации.»

Ковалев Артем Вадимович

Эксперт по уголовному, административному и гражданскому праву. Специализируется на преступлениях в сфере военной деятельности и преступлениях в финансовом секторе

Связаться сейчас

Особенности защиты прав потерпевших во время досудебного расследования

Время прочтения: 9 мин.

  Главной задачей государства в случаях совершения преступлений является защита законных прав и интересов граждан. Поэтому деятельность органов, осуществляющих уголовное производство, должна быть направлена ​​на реальное обеспечение гарантий участников производства и эффективное восстановление их прав в случае нарушения.

  По статистическим данным, количество лиц, пострадавших от преступлений, и размеры причиненного им физического, имущественного и морального вреда с каждым годом увеличиваются. Анализируя статистику нераскрытых преступлений и закрытых уголовных производств, можно сделать вывод, что большое количество пострадавших от преступлений лиц имеют основания быть недовольными отсутствием гарантий и действенных механизмов защиты их прав.

 Увеличение негативных показателей в большей степени связано с теми проблемами, которые случаются пострадавшим еще на этапе досудебного расследования уголовных правонарушений.
Пожалуй, самые существенные осложнения в реализации потерпевшими своих прав, связанные с решениями, действиями и бездействием представителей правоохранительных органов, следствием которых, в частности, являются:

  1. невнесения сведений об уголовном правонарушении в Единый реестр досудебных расследований (далее - ЕРДР)
  2. непризнания лица потерпевшим в уголовном производстве;
  3. затягивание досудебного расследования и неоправданно необходимых следственных (розыскных) действий;
  4. неправомерное закрытие уголовного производства и тому подобное.

  Эти и другие нарушения фактически не позволяют привлечь виновных лиц к уголовной ответственности и устранить негативные последствия преступлений, которые прежде всего связаны с нарушением имущественных прав граждан, предприятий, учреждений - пострадавших в уголовном производстве.

 Рассмотрим подробнее такие проблемы, как невнесение сведений об уголовном правонарушении в ЕРДР и закрытия уголовного производства, поскольку они пока являются самыми распространенными и имеющими опасные последствия для пострадавших.

Невнесения сведений в ЕРДР

  В соответствии с предписаниями ст. 214 Уголовного процессуального кодекса Украины (далее - УПК Украины) досудебное расследование начинается с момента внесения следователем или прокурором соответствующих сведений о совершении уголовного преступления в ЕРДР. К тому же ч. 1 этой статьи содержит императивную норму, согласно которой такие сведения должны быть внесены в ЕРДР не позднее 24 часов после подачи заявления или сообщения о совершении уголовного преступления.

  В то же время на практике повседневной ситуация, когда работники правоохранительных органов, пренебрегая предписаниями ч. 1 ст. 214 УПК Украины и не желая выполнять свои обязанности, не вносят сведения о совершении уголовного преступления по поданному заявлению или сообщению об уголовном правонарушении в ЕРДР и рассматривают ее в порядке, установленном Законом Украины «Об обращениях граждан».

  Проблема невнесения сведений об уголовном правонарушении в ЕРДР в течение 24 часов после получения заявления или сообщения об уголовном правонарушении стала чрезвычайно распространенной. Неслучайно, Апелляционный суд города Киева в своем обобщении судебной практики обжалования решений, действий или бездействия во время досудебного расследования в порядке Уголовно-процессуального кодекса Украины от 01.06.2013 указывает на то, что самой многочисленной категорией жалоб является именно жалобы на бездействие следователя, прокурора, которая заключается в невнесении сведений об уголовном правонарушении в ЕРДР после получения заявления или сообщения об уголовном правонарушении.

  Сейчас сложилась такая ситуация, при которой пострадавшему необходимо самостоятельно отслеживать состояние поданного им заявления / сообщения, в частности, уточнять в дежурной части или канцелярии органа досудебного расследования или органа прокуратуры информацию о вручении заявления следователю / прокурору и внесения им соответствующих сведений в ЕРДР. Проявлять инициативу пострадавшему в этом случае необходимо еще и для того, чтобы не пропустить срок на обжалование бездействия следователя или прокурора по невнесение сведений об уголовном правонарушении в ЕРДР.

  УПК Украины предусматривает возможность обжалования участниками уголовного производства решений, действий или бездействия следователя или прокурора в ходе досудебного расследования в следственное судьи (статьи 303-307 УПК Украины), что является проявлением гарантий защиты прав участников уголовного производства.

  В ч. 1 ст. 303 УПК Украины приведен исчерпывающий перечень случаев и круг субъектов обжалования решений, действий или бездействия стороны обвинения на предварительном расследовании. Среди других, обжалованию подлежит и бездействие следователя, прокурора, которая заключается в невнесении сведений об уголовном правонарушении в ЕРДР после получения заявления или сообщения об уголовном правонарушении.
Следует отметить, что и суды не спешат становиться на сторону пострадавших в этой категории дел. Нередки случаи, когда следователи судьи отказывают в удовлетворении жалоб на бездействие следователя, прокурора, которая заключается в невнесении сведений об уголовном правонарушении в ЕРДР.

Иногда следователи судьи вместо того, чтобы предотвращать нарушения, допущенных следователями и прокурорами, вопреки нормам действующего УПК Украины принимают решение о безосновательности содержания заявления о преступлении и отказывают в удовлетворении жалоб на бездействие следователя или прокурора по невнесение сведений в ЕРДР.

  Учитывая изложенное, в целях осуществления эффективной защиты и восстановления прав в случае бездействия следователя или прокурора по невнесение сведений в ЕРДР, пострадавшим целесообразно:

  • иметь документальное подтверждение о принятии и регистрации заявления о совершении уголовного преступления. Согласно п. 1 ч. 2 УПК Украины заявитель вправе требовать от органа, в который подано заявление о совершении уголовного преступления, придать ему соответствующий подтверждающий документ;
  • уточнять в канцелярии органа досудебного расследования информацию о вручении заявления следователю / прокурору и внесения им в течение 24 часов соответствующих сведений в Едрей;
    в заявлении о совершении уголовного преступления четко указать предварительную квалификацию уголовного преступления, его состав и квалифицирующие признаки;
  • не пропустить срок на обращение в суд с жалобой на бездействие следователя или прокурора, которая заключается в невнесении сведений ЕРДР;
  • помнить, что согласно ст. 12 Закона Украины «Об обращениях граждан» действие этого Закона не распространяется на порядок рассмотрения заявлений и жалоб граждан, установленный уголовным процессуальным законодательством.

Неправомерное закрытия уголовного производства

 Принятие решения о закрытии уголовного производства стало одним из самых популярных процессуальных решений в ходе досудебного расследования. К тому же, как показывает практика, такие решения не всегда законными и обоснованными.

 Так, ст. 283 УПК Украины определяет, что одной из форм окончания предварительного расследования является закрытие уголовного производства, а ст. 284 УПК предусматривает основания и порядок такого закрытия.
Часть 1 ст. 303 УПК Украины предусматривает возможность обжалования решения следователя, прокурора о прекращении уголовного производства.

 В отличие от подозреваемого, который наделен правом обжаловать только постановления прокурора о прекращении уголовного производства, пострадавший, его представитель или законный представитель могут обжаловать решение о закрытии уголовного производства как прокурора, так и следователя.

 Порядок рассмотрения следственным судьей жалобы на постановление о закрытии уголовного производства является общим и осуществляется в соответствии со ст. 306 УПК Украины. Для рассмотрения жалобы на решение о закрытии уголовного производства законом установлено пятидневный срок. На практике рассмотрение несколько затягивается, поскольку материалы досудебного следствия по запросу суда в пределах пятидневного срока обычно не предоставляются. Как правило, документы по запросу суда поступают через 7-14 дней.

 Рассмотрение жалоб на решения, действия или бездействие в ходе досудебного расследования осуществляется при обязательном участии лица, подавшего жалобу, или его защитника, представителя и следователя или прокурора, решение, действия или бездействие которых обжалуется. Отсутствие следователя или прокурора не является препятствием для рассмотрения жалобы.

 В соответствии со ст. 304 УПК Украины жалобы на решения, действия или бездействие следователя или прокурора могут быть поданы лицом в течение десяти дней с момента принятия решения, совершения действия или бездействия. Если решение следователя или прокурора оформляется постановлением, срок подачи жалобы начинается со дня получения лицом ее копии.

 Одной из основных причин возвращения жалобы жалобщику, в соответствии с ч. 2 ст. 304 УПК Украины, является обращение лица в суд по истечении десятидневного срока на подачу жалобы, предусмотренного ч. 1 ст. 304 УПК Украины, и если лицо, которое его подало, не поднимает вопрос о восстановлении этого срока или следственный судья по заявлению лица не нашел оснований для его восстановления.

 Следует отметить, что прокурор / следователь обязан направить потерпевшему копию вынесенного постановления о закрытии уголовного производства. На практике постановления о закрытии уголовных производств направляют пострадавшим в редких случаях. Обычно, пострадавшие лица узнают о таких решениях случайно, во время ознакомления с материалами уголовного производства или при получении ответа на адвокатский запрос представителя потерпевшего о статусе досудебного расследования. В таком случае, суд может принять во внимание дату ознакомления с материалами дела, а именно постановлению о закрытии уголовного производства, или датой получения пострадавшим ответа на адвокатский запрос вместе с копией постановления, как начало течения указано десятидневного срока на обжалование постановления. Дополнительно по исчислению сроков на подачу жалоб следует учитывать позицию Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, изложенную в письме от 09.11.2012 №1640 / 0 / 4-12 «О некоторых вопросах порядка обжалования решений, действий или бездействия во время досудебного расследования »(ч. 6 указанного письма).

Жалобы на постановление о закрытии уголовного производства также возвращают жалобщикам на том основании, что такая жалоба не подлежит рассмотрению в том суде, или в связи с тем, что лицо, подавшее жалобу, не имела права ее подавать.

 По результатам рассмотрения жалоб на решения, действия или бездействие следователя или прокурора в процессе досудебного расследования выносится постановление согласно правилам ст. 307 УПК Украины. Такое решение следственного судьи может утверждать: отмена решения следователя или прокурора, обязательства прекратить действие, обязательства совершить определенное действие, отказ в удовлетворении жалобы. Постановление следственного судьи об отказе в удовлетворении жалобы на постановление о закрытии уголовного производства может быть обжаловано в соответствующий апелляционный суд, что является последней инстанцией в этой категории дел.

 Кроме обжалования постановления о прекращении уголовного производства следственного в суд, есть возможность обжалования, к которой так часто обращаются пострадавшие, а именно его обжалования к прокурору. Согласно ч. 6 ст. 284 УПК Украины постановление следователя о закрытии уголовного производства может быть отменено прокурором по жалобе заявителя, пострадавшего, если такая жалоба подана в течение десяти дней с момента получения заявителем, пострадавшим копии постановления. Полномочия прокурора отменять незаконные и необоснованные постановления следователей также предусмотрено п. 7 ч. 2 ст. 36 УПК Украины.

 И хотя обжалования постановления прокурора о прекращении уголовного производства к вышестоящему прокурору Кодексом прямо не предусмотрено, все-таки, на возможность такого обжалования указывает ч. 6 ст. 36 УПК Украины, которая отмечает, что Генеральный прокурор Украины, руководитель региональной прокуратуры, руководитель местной прокуратуры, их первые заместители и заместители при осуществлении надзора за соблюдением законов при проведении досудебного расследования имеют право отменять незаконные и необоснованные постановления следователей и прокуроров низшего уровня в пределах сроков досудебного расследования, предусмотренных ст. 219 этого Кодекса. Об отмене таких постановлений уведомляется прокурор, осуществляющий надзор за соблюдением законов при проведении соответствующего досудебного расследования.

 Итак, при вынесении постановления о прекращении уголовного производства по пострадавшего фактически является возможность обжаловать это постановление к следственному судье или прокурору. По нашему мнению, для максимально эффективного использования всех имеющихся средств защиты прав, целесообразно обращение с соответствующими жалобами одновременно в суд и прокуратуру. Довольно распространенной является практика, когда следователи судьи даже не успевают рассмотреть поданную жалобу по существу, поскольку прокуроры и следователи после открытия судебного производства по жалобе (о чем они извещаются) самостоятельно отменяют решение о закрытии уголовных производств в соответствии с положениями ч. 2 ст. 305 УПК Украины, что становится основанием для прекращения производства судом.

 Обобщая, можно отметить, что неправомерное невнесения сведений об уголовном правонарушении в ЕРДР и незаконное закрытие уголовного производства по сути являются ключевыми проблемами, которые фактически не дают возможности начать расследование и довести его до завершения, осуществить правосудие.

 Обеспечение права на обжалование этих и других процессуальных решений, действий или бездействия как основа уголовного производства является чрезвычайно важным инструментом восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан. Будет ли он действенным и эффективным, в значительной степени зависит от лиц, осуществляющих рассмотрение таких жалоб. Знание пострадавшим своих процессуальных прав и порядка их реализации всегда будет преимуществом, что позволяет в полном объеме использовать все предусмотренные законом средства для защиты прав.

 

Рассчитать цену помощи:

1 вопрос

Вашим делом занимались другие юристы?

Да
Нет

2 вопрос

Вы находитесь в Киеве или в Киевской области?

Да
Нет

3 вопрос

Юридическая помощь Вам нужна срочно?

Да
Нет
Насколько статья была полезна? Оцените:

0

Количество оценок:

0

20%
скидка
Если мы не
перезвоним
в течение дня
Консультация
Юридическая компания
Оставьте заявку на юридическую помощь прямо сейчас:
Лучшие юристы
Честная цена
Работаем быстро
Онлайн / офлайн консультация