КОРРУПЦИЯ, КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ЯВЛЕНИЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ

«Я лично гарантирую, что мы честно и порядочно выполним свою работу!»

Приходько Андрей Анатольевич

Управляющий партнер

Адвокат, доктор юридических наук, признанный медийный эксперт по юридическим вопросам, юридический советник известных политиков и бизнесменов.

Связаться сейчас

КОРРУПЦИЯ, КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ЯВЛЕНИЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ

Время прочтения: 6 мин.

Коррупция - это одно из явлений, которые способны порождать кризисные состояния в различных областях общественной и социального развития каждого государства, прежде всего это касается политики, экономики, государственного управления. Рассматривая коррупцию как социально-правовое явление, уместно провести сравнительный анализ указанного явления, в разрезе разных стран мира. Начнем с определения данного понятия в иностранной правовой литературе.

Итак, как понятие «коррупция» употребляется в международно-правовых актах. На международном уровне первая попытка определить правовую природу термина "коррупция" зафиксирована в Практических мерах борьбы с коррупцией, подготовленных Экономической и Социальной Советами Секретариата ООН. На VIII Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с преступниками в Гаване 27 августа - 7 сентября 1990 была принята резолюция по данному вопросу.В главе И "Уголовное законодательство" отмечалось, что термин "коррупция" имеет скорее общий характер и не является точным правовым термином. "Наиболее явным проявлением коррупции является получение взятки тем или иным лицом". Проявлениями коррупции могут быть и другие действия, которые не охватываются понятием взяточничества. Исходя из дальнейшего содержания практических мер по борьбе с коррупцией, можно сделать вывод, что коррупционными деяниями могут признаваться также "кражи, хищения и присвоения государственной собственности с целью частного использования", "злоупотребление служебным положением с целью неправомерного получения отдельных преимуществ, то есть любое запланированное , предсказуемо, необходимо или успешное получение льгот в результате необоснованного использования официального статуса и конфликт интересов - противоречие между служебными обязанностями и личной и интересами ".

Конкретностью отличается от предыдущего документа Американская конвенция против коррупции, принятая на третьей пленарной сессии 29 марта 1996 года.

В частности, статьей 6 Конвенции определено, что актами коррупции являются:

  • попытка получения или получения, прямо или косвенно, правительственным чиновником или лицом, осуществляющим публичные функции, любых предметов денежной стоимости, а также другой пользы, такой, как подарок, услуга, обещание или преимущество для себя или другого лица или организации в обмен на любое действие или бездействие при осуществлении им публичных функций;
  • предложение или предоставление, прямо или косвенно, правительственном чиновнике или лицу, осуществляющих публичные функции, предметов денежной стоимости, а также другой пользы, такой, как подарок, услуга, обещание или преимущество для себя или другого лица или организации, в обмен на любые действие или бездействие при осуществлении им публичных функций;
  • любое действие или бездействие при выполнении своих обязанностей правительственным чиновником или лицом, осуществляющим публичные функции, с целью незаконного получения прибыли для себя или другой стороны;
    мошенническое использование или сокрытие имущества, полученного в результате совершения одного из актов, на который была ссылка в данной статье;
  • в качестве основной исполнитель, соучастник, подстрекателей, руководство или соучастник после совершения или в любой другой способ, в совершении или покушении на совершение, а также в пособничестве или сговоре с целью совершения одного из актов, на который была ссылка в этой статье " .

Конвенция о коррупции в контексте уголовного права (ETS 173) Совета Европы в главе второй - "Меры, осуществляемые на национальном уровне" - определила меры, которые должен внедрить каждое государство, которые могут потребоваться для установления ответственности за определенные деяния, признаваемые вышеуказанной Конвенции как коррупционные. Так, к коррупционным действиям отнесены:

  • дача взятки национальным государственным должностным лицам, заключается в обещании, предложении или дачи любым лицом прямо или косвенно любой неправомерной выгоды любой государственной должностному лицу в своей стране, для самих себя или для других лиц, с целью поощрения их к выполнение или невыполнение предоставленных им полномочий;
  • получение взятки национальными государственными должностными лицами, выражается в следующих действиях: вымогательство, получение, прямо или косвенно, какого-либо неправомерного преимущества для себя или для других лиц, или принятие предложения или обещания такого выбрейте с целью выполнения или невыполнения предоставленных им полномочий.

Кроме того, в Конвенции указано о взяточничестве различных должностных лиц, в частности, взяточничество членов национальных общественных (законодательных) сборов, взяточничество иностранных должностных лиц, взяточничество членов иностранных общественных (законодательных) сборов. При этом, проводится разграничение между дачей и получением взятки в зависимости от сферы общественной жизни. Так, перечисленные выше действия могут быть отнесены к взяточничеству в публичном секторе. Деяния же, перечисленные в ст. 7 и ст. 8, к взяточничеству в частном секторе общественной жизни.

Также, в Конвенции указано на необходимость установления ответственности за совершение взяточничества должностных лиц международных организаций и взяточничество членов международных парламентарных (законодательных) сборов, взяточничество судей и должностных лиц международных судов.

Еще одним международно-правовым актом, в котором приведено определение коррупции, является Конвенция о коррупции в контексте гражданского права (ETS 174) Совета Европы, в которой под термином "коррупция" понимается прямые или косвенные требования, предложения, дачу или получение взятки или любой другого неправомерной выгоды или возможности ее получения, нарушающих надлежащее выполнение любого обязанности лицом, получает взятки, неправомерную выгоду или возможность иметь такую ​​выгоду, или поведение такого лица.

Как видим, в отличие от Конвенции о коррупции в контексте уголовного права, Конвенция о коррупции в контексте гражданского права содержит единое определение понятия коррупции, позволяет определить ее природу и более точно определять действия, которые являются таковыми.

В проекте Рамочной конвенции по борьбе с коррупцией коррупцией понимается поведение такая, как дача или получение взяток, в которую вовлечены лица, наделенные полномочиями в государственном или частном секторах, и которая нарушает обязанности, вытекающие из их статуса государственного служащего, частного работника или независимого агента (...), и направлена ​​на получение любых незаконных выгод для себя или для других лиц.

В Приложении к проекту Рамочной конвенции по борьбе с коррупцией приведены экспериментальный перечень коррупционных преступлений, при этом

коррупционные преступления делятся на следующие виды:

взяточничество в собственной стране:

  • предложение взятки государственному служащему в пределах собственной страны;
  • получение или вымогательство взятки государственным служащим в пределах собственной страны;
  • предложение взятки выборным представителям или членам правительства на местном и общенациональном уровнях;
  • получение или вымогательство взятки выборным представителем или членом правительства на местном и общенациональном уровнях;
  • предложение взятки лицам, обязанности которых заключаются в выполнении функций государственной службы;
  • принятия или требование взятки лицом, обязанности которой заключаются в выполнении функций государственной службы.

Обращаем внимание, что субъектами коррупционных деяний в соответствии с Конвенцией в данном случае могут быть государственные служащие или лица, которых национальный закон приравнивает к государственным служащим.

Итак, исходя из норм проекта Рамочной конвенции по борьбе с коррупцией следует, что субъектами коррупционных деяний в частном секторе могут быть должностные лица предприятия, учреждения и организации, а также государственные служащие, точнее соответствует определению должностного лица, закрепленного в Уголовном кодексе Украины. Итак, фактически вышеперечисленные деяния можно считать служебными преступлениями, которые по своей природе являются разновидностью коррупционных деяний.

Таким образом, анализируя международное законодательство видим, что в указанных актах к коррупционным правонарушениям относятся определенные действия, которые по национальному законодательству признаются уголовно наказуемыми деяниями - преступлениями, в частности, такое деяние, как мошенничество и взяточничество. Кроме того, коррупционные правонарушения могут совершаться с распределением ролей, что, в свою очередь, если рассматривать данное положение через призму национального законодательства, является институтом уголовного права.

Однако, считаем, что такое определение коррупции не раскрывает полностью коррупцию как негативное общественное явление, поскольку во внимание принимается только уголовно-правовой аспект данного явления, оставляя за пределами внимания другие ее проявления, в том числе и конституционно-правовой.

Рассчитать цену помощи:

1 вопрос

Вашим делом занимались другие юристы?

Да
Нет

2 вопрос

Вы находитесь в Киеве или в Киевской области?

Да
Нет

3 вопрос

Юридическая помощь Вам нужна срочно?

Да
Нет
Насколько статья была полезна? Оцените:

0

Количество оценок:

0

20%
скидка
Если мы не
перезвоним
в течение дня
Консультация
Юридическая компания
Оставьте заявку на юридическую помощь прямо сейчас:
Лучшие юристы
Честная цена
Работаем быстро
Онлайн / офлайн консультация