Я лично гарантирую, что мы честно и порядочно выполним свою работу!

Приходько Андрей Анатольевич

Управляющий партнер

E-mail
advokat@prikhodko.com.ua
Номера телефонов
+38 (093) 007-44-00 +38 (098) 007-44-00

Адвокат, доктор юридических наук, признанный медийных эксперт по юридическим вопросам, юридический советник известных политиков и бизнесменов.

Связаться сейчас

КОРРУПЦИОННЫЙ ФАКТОР, КАК ДЕСТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ НА ПУТИ К ЕВРОИНТЕГРАЦИИ

Европейская интеграция – ключевой приоритет внешней политики Украины, который предусматривает проведение системных реформ во всех сферах в соответствии с нормами и стандартами Европейского Союза.

 Одной из основных проблем в исследуемом аспекте и имеющей принципиальное значение для ЕС – системная коррупция в публичном и частном секторах в Украине. Это всеобъемлющее явление, которое пронизывает все общество, угрожает национальной безопасности, реально противостоит конституционном и общественному строю, и является одной из причин роста в Украине «теневой» экономики. Она проникает во властные институты, привлекая в свои ряды отдельных политических и общественных деятелей. Коррупционные проявления поражают все сферы общественной жизни, приводят к распространению организованной преступности, создают социальное напряжение, порождают у населения неверие в способность власти осуществить организационные и практические меры по преодолению системного кризиса и возрождения Украины.

Учитывая указанное, актуальность исследования коррупции, как одной из преград на пути к становлению Украины полноценным членом ЕС не требует дополнительного обоснования.

Соответственно, целью данной работы является анализ результативности сложившейся антикоррупционной политики Украины и реальное состояние выполнения ряда требований ЕС к Украине, поставленных в рамках Соглашения об ассоциации, где последняя взяла на себя обязательства по решению проблем в исследуемой сфере.

  • Обзор последних исследований

 Коррупцию, как системное явление и тормозной фактор на евроинтеграционном пути Украины исследовало много ученых как отечественных, так и иностранных. В частности, это А. Волошенко, М. Глотов, Т. Грек, М. Демьяненко, Е. Невмержицкий, А. Онищук, И. Пятак, А. Снигерьов, И. Яцкив, и многие другие. Однако их наработки касались касательных и смежных актов заявленной к рассмотрению нами проблематике.

  • Изложение основных положений

 Крайне угрожающие масштабы коррупции прямо констатированы в недавних официальных документах основных международных партнеров Украины. Так, Парламент ЕС в резолюции от 17 июля 2014  года (2014/2717 (RSP) после подписания Соглашения об ассоциации с Украиной констатировал, что в Украине «широко распространенная коррупция и имеется колоссальная теневая экономика» (пункт 19). В резолюции от 15 января 2015 года (2014/2965 (RSP)) Парламент ЕС выразил позицию, что антикоррупционная стратегия, основной целью которой является нулевая терпимость к коррупции, крайне необходима Украине, и призвал украинские власти принять меры по «искоренению системной коррупции» (пункт 13). В 2017 году ПАСЕ в своей резолюции 2145 (2017) продолжает оценивать корупцию в Украине, как «широко распространенную» и выражает по этому поводу особую озабоченность.

В ряде требований ЕС к Украине в рамках Соглашения об ассоциации, последняя обязана решить ряд проблем в исследуемой сфере. Осуществим попытку раскрыть указанное подробнее.

Во-первых, необходимо было обновить национальные антикоррупционные стратегии и государственные программы по ее выполнению.

Сейчас новые принципы государственной антикоррупционной политики в Украине, предусмотренные Законом Украины «Об основах государственной антикоррупционной политики в Украине (антикоррупционная стратегия) на 2014-2017 годы». С целью их имплементации, а также надлежащего внедрения нового базового антикоррупционного законодательства, в частности Законов Украины «О предотвращении коррупции» и «О Национальном антикоррупционном бюро Украины», Кабинет Министров Украины утвердил Государственную программу по реализации основ государственной антикоррупционной политики в Украине (антикоррупционную стратегию) на 2015 – 2017 годы.

Целью данного акта было создание системы предотвращения коррупционных проявлений на основе новых принципов формирования и реализации антикоррупционной политики, периодический пересмотр и обеспечения соответствия актуальным коррупционным вызовам и угрозам. Среди ожидаемых результатов планировалось достичь следующих результатов:

1) Национальное агентство по вопросам предупреждения коррупции (далее – НАВПК) образовано и обеспечивает эффективное выполнение возложенных на него функций в сфере антикоррупционной политики;

2) формирование антикоррупционной политики осуществляется на основе анализа качественных данных о коррупции;

3) мониторинг реализации антикоррупционной политики осуществляется системой уполномоченных органов (Верховная Рада Украины, Национальный совет по вопросам антикоррупционной политики при Президенте Украины, Агентство), что обеспечивает эффективное и своевременное корректировки антикоррупционной политики;

4) общественность активно привлекается к формированию, мониторинга и реализации антикоррупционной политики.

Однако, срок действия данной антикоррупционной стратегии завершается и, согласно выводам подготовленного НАВПК аналитического отчета о его исполнении, только 2/3 предусмотренных мероприятий было выполнено.

В общем в течение 2014 – 2015 годов принят ряд антикоррупционных законов, в том числе состоялось внедрение системы электронных закупок, электронной системы декларирования имущества, доходов, расходов и обязательств финансового характера, открытие государственных реестров по информации о конечных бенефициарных владельцев. В 2014 году принят Закон Украины «О прокуратуре», в июне 2016 году – Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей», в декабре 2016 года – Закон Украины «О Высшем совете правосудия». Также создан ряд государственных органов, деятельность которых направлена ​​на преодоление коррупции, в частности кроме упомянутого выше НАВПК, это Национальное антикоррупционное бюро Украины (далее – НАБУ), Национальное агентство Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений, Специализированную антикоррупционную прокуратуру. Однако не все указанные органы своевременно получили удовлетворительное материальное и кадровое обеспечение и начали работу.

Соответственно, не смотря на отдельные положительные достижения, в Украине не полностью завершено формирование законодательной и институциональной основы для разработки и реализации антикоррупционной политики. Именно поэтому Правительство одобрило проект Закона Украины «О антикоррупционную стратегию на 2018-2020 годы» разработан НАВПК с целью определения комплекса мероприятий, направленных на снижение уровня коррупции в Украине и дальнейшее продвижение антикоррупционных инициатив в государстве. Однако официально данный акт в законную силу не вступил и находится в состоянии корректировки.

Следующее требование – обеспечение функционирования НАВПК и усиление институциональной его способности по проверке электронных деклараций лиц, уполномоченных на осуществление функций государства и местного самоуправления.

НАВПК, как центральный орган исполнительной власти со специальным статусом, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины, было образовано постановлением Кабинета Министров Украины от 18 марта 2015 года №118. Учитывая правовую природу и объем компетенции в системе государственных органов Украины НАВПК отведена роль превентивного антикоррупционного института, ответственного за формирование и мониторинг реализации антикоррупционной политики в государстве, предотвращение и урегулирование конфликта интересов, осуществления финансового контроля по имущественному положению публичных служащих и мониторинга их образа жизни, государственное финансирование политических партий и реализацию других, определенных Законом Украины «О предотвращении коррупции» и международными обязательствами Украины, превентивных антикоррупционных механизмов, в том числе обеспечение ведения Единого государственного реестра деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, и Единого государственного реестра лиц, совершивших коррупционные или связанные с коррупцией правонарушения.

Одной из главных причин критики деятельности НАВПК стали проблемы с системой электронного декларирования. НАВПК должен вести реестр деклараций, проверять их, а результаты направлять в правоохранительные органы. Фактически, в распоряжении органа – один из самых мощных антикоррупционных инструментов, созданных реформой. Однако 2 года НАВПК не могло обеспечить эффективную проверки деклараций.

Украинские чиновники должны были подать свои е-декларации за 2016 г. к 1 апреля 2017 г. но в марте 2017 г. многие чиновники жаловалось, что не могут заполнить электронной декларации на сайте НАВПК, поскольку Единый государственный реестр деклараций работал неумело. То есть, в 2016 по непонятным причинам там отказались от автоматической проверки. Два последующих года все проверки проходили в ручном режиме – с 2017-18 г. Принято 615 решений, или 0,03% из всех поданных деклараций. А уже с начала 2019 утверждены результаты 1474 полных проверок деклараций, из которых 989 отобранные автоматической системой.

Пресс-служба НАВПК уверяет, что Единый государственный реестр деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления работает без сбоев и все поданные декларации должны отражаться в реестре. Однако в качестве примера общественностью все зафиксирован факт отсутствия нынешней декларации главы правления Укрпочты (Игоря Смелянского).

 Кроме указанного, НАВПК имеет и другие «слабые места», в частности:

  • на законодательном уровне не решен вопрос обеспечения ему надлежащего доступа информации, необходимой для реализации его полномочий;
  • отсутствие автоматизированного доступа в Наследственный реестр, Единого реестра доверенностей и Реестр актов гражданского состояния;
  • отсутствие утвержденной антикоррупционной стратегии на 2018-2020 годы;
  • неудовлетворительное состояние наполнения государственных реестров и баз данных, в том числе отсутствие в государственных реестрах и базах данных полной информации, необходимой для автоматизированной проверки указанных в декларациях сведений;
  • отсутствие территориальных органов и др.

Кстати, по результатам опроса 184 респондентов, из которых 80% являются представителями международных компаний в 2017 году, 36% опрошенных считают, что уровень коррупции снизился за последний год (в 2016 году таких было 47%). НАБУ, по мнению большинства опрошенных, является «антикоррупционным чемпионом» в 2017 году. Половина респондентов считает запуск электронных деклараций наибольшим успехом в антикоррупционной борьбе за последний год.

Еще одним требованием для Украины была провозглашена необходимость во внесении изменений в законодательство о праве НАБУ снимать информацию с каналов связи.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 2 марта 2016 года Правительство включило НАБУ в перечень государственных органов, которым предоставлено право осуществлять разработку, изготовления, реализации и приобретения специальных технических средств для снятия информации с каналов связи, других средств негласного получения информации. Постановление принято для обеспечения надлежащего выполнения задач, возложенных на НАБУ. Документом вносятся изменения в перечень субъектов, которые могут быть государственными заказчиками разработка, изготовление и приобретение специальных технических средств для снятия информации с каналов связи, других средств негласного получения информации.

В то же время, принято постановление Кабмина не решает вопрос о возможности НАБУ самостоятельно снимать информацию с каналов связи. Исключительное право на снятие информации с каналов связи до конца 2019 года согласно ст. 263 Уголовно-процессуального кодекса Украины имели Национальная полиция и органы безопасности. Бюро получало информацию с каналов связи, пользуясь возможностями Службы безопасности Украины. И только 4 октября указанного года внесены изменения в ст. 263 Уголовно-процессуального кодекса, согласно которым НАБУ и Государственное бюро расследований будут уполномочены снимать информацию с транспортных телекоммуникационных сетей, фактически является правом на прослушивание.

Следующее требование – повысить уровень квалификации высших должностных лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, государственных служащих, должностных лиц местного самоуправления по вопросам предотвращения и противодействия коррупции.

В основном такая деятельность регламентируется специализированными профессиональными программами повышения квалификации, которые разрабатываются с целью формирования у работников органов государственной власти и органов местного самоуправления навыков предотвращения и противодействия коррупционным правонарушениям. По информации, содержащейся в Национальном докладе по реализации основ антикоррупционной политики в 2018 году в течение указанного года вышеупомянутые субъекты принимали участие в учениях и тренингах, ознакомительных мероприятиях и семинарах, организованных как НАВПК, так и в мероприятиях, организованных специалистами по вопросам предотвращения и противодействия коррупции стран Европы, Азии, а также представителями международных организаций, как в Украине, так и за рубежом.

Последняя настоятельная модернизация касалась принятия законодательства по Высшего антикоррупционного суда Украины (далее – ВАС) и обеспечение его полноценной работы.

В частности 7 июня 2018 года Верховной Радой Украины принят Закон Украины №2447-VIII «О Высшем антикоррупционном суде», который вступил в силу 14 июня 2018 года, кроме подпункта 3 пункта 2 раздела VI «Заключительные и переходные положения» Закона № 2447-VIII (изменения в УПК Украины), который вступает в силу со дня начала работы ВАС. В соответствии с рекомендациями Transparency International Украина на 2018 год принят Закон в целом соответствует рекомендациям Венецианской комиссии и предусматривает ключевую роль международных экспертов в подборе судей, а также для малой приватизации, аренды коммунальной недвижимости и вагонов «Укрзализныця в продажах начала использовать систему ProZorro».

Задачей данного суда является осуществление правосудия в соответствии с определенными законом принципов и процедур судопроизводства с целью защиты личности, общества и государства от коррупционных и связанных с ними преступлений и судебного контроля за досудебным расследованием этих преступлений, соблюдением прав, свобод и интересов лиц в уголовном производстве , а также решения вопроса о признании необоснованными активов и их взыскания в доход государства в случаях, предусмотренных законом, в порядке гражданского судопроизводства.

В общем существование ВАС – это экзамен для Украины. Его создание продолжалось более 3-х лет. В Меморандуме о взаимопонимании между Украиной и Европейским Союзом, ратифицированным Законом № 2613VIII от 08.11.2018 г. Подход к определению времени начала работы ВАС был несколько мягче, поскольку не предусматривал привязки к конкретным месяца и года. Благодаря созданию необходимых правовых и организационных условий в период с 2 августа 2018 года по 6 марта 2019 года состоялся конкурс, результатами которого стало направление Высшей квалификационной комиссией судей рекомендаций относительно кандидатов на должности судей в Высший совет правосудия. После этого (18 марта) Высший совет правосудия внесла Президенту Украины представления о назначении судей. А 11 апреля 2019 Президент Украины издал указы №128/2019 и №129/2019, которыми назначил на должности судей и Апелляционной палаты этого суда. Однако, само по себе назначение судей еще не завершило процесс его создания.

Собрание судей ВАС 7 мая 2019 года приняли решение о начале работы учреждения 5 сентября. Дело в том, что по состоянию на дату проведения собрания не было сложившегося аппарата, работники которого могли бы обеспечить принятие производств для их рассмотрения судьями.

В то же время, некоторые рекомендации остались невыполненными, в частности не повысилась роль общественности в процессе проверки кандидатов на должности судей. Конкурс для судей проводился с участием Общественного совета международных экспертов вместо общественного совета добродетели. В состав первой вошли 6 международных экспертов, которые имели безупречную деловую репутацию.

  • Выводы

Все вышеизложенное дает возможность сформулировать вывод, согласно которому, современное состояние выполнения обязательств Украины по предотвращению и противодействию коррупции в Украине, является удовлетворительным, что обусловлено, прежде всего, отсутствием стратегического планирования в данной сфере, поскольку отсутствие утвержденной антикоррупционной стратегии на 2018 – 2020 годы лучше раскрывает указанное. Активизация искоренения системной коррупции началась только сейчас, в конце 2019 года. И это несмотря на то, что Соглашение об ассоциации официально вступило в силу с 1 сентября 2017 года.

Требования ЕС к Украине, поставленные в рамках указанного Соглашения, в исследуемой сфере, в целом реализуются, однако качество таких действий является несколько сомнительной. Пока украинское сообщество будет пассивно реагировать на коррупционные проявления, уполномоченные субъекты будут действовать в рамках ограниченных возможностей и в условиях, не соответствующих стандартам европейского законодательства – ждать положительных сдвигов бесполезно.

20%
скидка
Если мы не перезвоним в течение дня
Консультация