ИЗМЕНЕНИЯ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ – КОММЕНТАРИЙ АНДРЕЯ ПРИХОДЬКО

«Я лично гарантирую, что мы честно и порядочно выполним свою работу!»

Приходько Андрей Анатольевич

Управляющий партнер

Адвокат, доктор юридических наук, признанный медийный эксперт по юридическим вопросам, юридический советник известных политиков и бизнесменов.

Связаться сейчас

ИЗМЕНЕНИЯ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ – КОММЕНТАРИЙ АНДРЕЯ ПРИХОДЬКО

Время прочтения: 15 мин.

Существует ряд теорий возникновения института «Государства», одна из которых исходит из общественного договора.

Согласно указанной теории государство – это результат общественного договора о правилах совместного проживания. В целях достижения общих интересов и безопасности люди объединились и заключили между собой договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, со своей стороны, обязуется обеспечить естественные права человека. При нарушении условий договора народ имеет право на революцию и смену правителя.

Следовательно, исходя из изложенного определения Государства как института одной из первичных обязанностей всех институтов государства является обеспечение права граждан на участие в управлении государством.

В Украине этот принцип закреплен в статье 5 Конституции Украины положениями которой определено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине народ. Народ осуществляет власть непосредственно через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Указанное в статье 5 Конституции Украины следует понимать так, что в Украине вся власть принадлежит народу. Власть народа первична, едино и неотчуждаема и осуществляется народом путем свободного волеизъявления через выборы, референдум, другие формы непосредственной демократии в порядке, определенном Конституцией и законами Украины, через органы государственной власти и органы местного самоуправления, сформированные в соответствии с Конституцией и законами Украины.

Одним из введенных механизмов участия граждан Украины в управлении страной выборы депутатов всех уровней и Президента Украины.

Нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в этой сфере, является Избирательный кодекс Украины.

ЗМІНИ У ВИБОРЧОМУ ПРОЦЕСІ – КОМЕНТАР АНДРІЯ ПРИХОДЬКО

Действующий в настоящее время Избирательный кодекс вступил в силу 1 января 2020 года и регулирует всю систему выборов Украины.

Этот закон был очень важным шагом в избирательной реформе. Но сам кодекс не является последней точкой в ​​этой реформе, в частности, он не решает вопрос борьбы с коррупцией и влиянием крупного капитала на результаты выборов.

Указанное связано, в том числе, но не исключительно с тем, что до настоящего времени остаются актуальными вопросы: за что именно голосует избиратель, что является главным фактором, который привлекает голоса избирателей и что такое предвыборная программа.

До настоящего времени, несмотря на введенные механизмы участия граждан Украины в управлении страной, государственными институтами не обеспечено ГЛАВНОГО – не внедрены механизмы, которые позволят избирателям не выбирать известных и харизматических личностей у представителей власти, а выбирать направление развития государства путем голосования за того или иного кандидата/партию.

В частности, Избирательный кодекс Украины не содержит ни определения, ни содержания предвыборной программы.

Отсутствие определения и структуры предвыборной программы привело к превращению предвыборных программ в презентации собственных амбиций и обещаний, которые не являются обязательными для выполнения.

Это позволяет кандидатам/партиям на получение легитимного мандата власти манипулировать мнениями избирателей путем провозглашения популистических и абстрактных целей, которые являются нежизнеспособными или не могут быть реализованы.

В связи с наличием вышеприведенных пробелов, авторами законопроекта предлагается коренным образом изменить подход к выборам путем введения термина «ПРЕДВЫБОРНАЯ СТРАТЕГИЯ» со следующим определением.

Предвыборная стратегия – это структурированный на этапы документ, в котором подробно определены цели, общая направленность, содержание, порядок действий и мер, которые будут приняты кандидатом/партией, по достижению целей и введению изменений в отдельных отраслях жизнедеятельности государства, в определенный период времени, в том числе но не исключительно относительно медицинской и социальной защиты населения, экономического развития и повышения уровня ВВП, обороноспособности государства, борьбы с коррупцией в экологической сфере.

Каждый кандидат и/или партия, которая планирует принимать участие в выборах в законодательные и/или другие выборные органы власти, должен составить предвыборную стратегию по основным направлениям жизнедеятельности государства в которой указать:

  • какая цель ставится в конкретной области;
  • какие изменения и/или реформы и/или меры запланированы кандидатом/партией для достижения определенных целей;
  • какие источники финансирования мер/реформ/изменений, предложенных кандидатом и/или партией для достижения задекларированных целей;
  • какие сроки достижения задекларированных целей и сроки введения необходимых для этого изменений.

В целом, по мнению авторов законопроекта, есть четыре основных этапа создания перевыборной стратегии: аналитический, планировочный, реализация и мониторинг.

В Центральную избирательную комиссию для регистрации на выборы подается только первый и второй этапы.

Третий и четвертый находится в прямой зависимости от того, пройдет и получит ли кандидат или партия (политическая организация) легитимный мандат власти, фактически является внедрением утвержденной предвыборной стратегии.

Первый этап включает в себя аналитическую часть стратегии, которая фиксирует состояние где мы сейчас («as is»).

Этот этап включает в себя сбор информации, статистических данных, результатов социологических исследований. При анализе собранных показателей и определении тактических (операционных) и стратегических целей обязательным условием должен быть анализ источников и возможностей финансирования мероприятий, направленных на достижение определенных целей.

Задача (постановка задачи предусматривает конкретизацию посредством проектов) и анализ источников финансирования Завершается этап аналитической части стратегии уже во время планировочного периода стратегии (перетекая в него).

Аналитическая часть стратегии также должна включать SWOT-анализ и GAP-анализ текущей ситуации в вопросах:

  • Внешнеполитическая ситуация в стране;
  • Внутриполитическая ситуация в стране;
  • Экономический блок стратегии;
  • Социетальный (социальный, социологический) блок стратегии;
  • Блок стратегии предназначен для обороноспособности страны;
  • Экологический блок стратегии.

Анализ внешнеполитической ситуации предполагает оценку статуса страны на международной арене и определение партнеров.

Анализ внутриполитической ситуации предполагает оценку внутриполитических движений внутри страны, в том числе но не исключено, количество партий/политических движений, их направленность и идеология, влияние на развитие государства, с целью определения собственной принадлежности.

Экономический блок стратегии предполагает анализ таких сфер как:

  • налоги,
  • субсидии,
  • пенсии,
  • социальные выплаты,
  • тарифы,
  • уровень минимальной заработной платы и прожиточного минимума,
  • уровень средней заработной платы в государстве/регионе,
  • покупная способность граждан
  • уровень инфляции и т.д.

Социальный блок стратегии предполагает анализ:

  • политика занятости населения,
  • молодежная кредитная политика,
  • жилищная политика,
  • медицина,
  • диагностика и профилактика,
  • образование,
  • наука и культура,
  • спорт.

Экологический блок стратегии предполагает анализ таких сфер как охрана окружающей среды, ресурсосбережение, энергоэффективность, безопасность.

Второй этап включает в себя образование рабочих групп для написания той или иной части стратегии с целью ответа на вопрос, как должно быть («as to be»).

Необходима разработка структурных частей стратегии по плану, которая предусматривает реализацию «Концепции устойчивого развития общества» на практике и базируется на целях устойчивого развития на период 5-10 лет.

То есть, приведенная выше Концепция определяет какое изложение в экономическую, социальную, экологическую и другие составляющие развития общества планируется и каким образом будет внесен, в течение какого периода.

Этап планирования предполагает содержательное наполнение частей стратегии вместе с завершением этапа анализа с четким изложением временных отрезков – периодов выполнения и ресурсным обеспечением реализации стратегии. Этот этап завершается официальным одобрением стратегии.

Предвыборная стратегия должна содержать перечень целей, которые могут делиться на тактические (оперативные), стратегические, период их достижения, меры, изменения, в том числе, но не исключительно необходимые изменения в законодательстве, которые должны быть приняты, введены и реализованы для достижения определенных целей, источники финансирования мер.

То есть, на этапе планирования должна быть определена миссия, видение путей достижения этой миссии и моделирование сценариев развития в вопросах:

  • Внешнеполитическая ситуация в стране;
  • Внутриполитическая ситуация в стране;
  • Экономический блок стратегии;
  • Социетальный (социальный, социологический) блок стратегии;
  • Блок стратегии предназначен для обороноспособности страны;
  • Экологический блок стратегии.

Третий этап – это непосредственная реализация определенной предвыборной стратегии в конкретном пространстве и времени. Этот этап предполагает внедрение основных задач в практической плоскости и продолжается до момента завершения планировочного периода или достижения определенных целей.

Четвертый этап начинается и осуществляется при реализации стратегии с целью выявления слабых мест в планировании и реализации стратегии.

Перманентный мониторинг является необходимым инструментом в успешной реализации стратегии и осуществляется для оценки достаточности ресурсов ее выполнения. Мониторинг и оценка реализации стратегии предполагает написание и обнародование годового плана и отчета по выполнению стратегии.

Введение предвыборной стратегии позволит избирателям сравнивать весомость/реальность введения/оперативность изменений, задекларированных кандидатами на получение легитимности власти.

С этой целью предвыборные стратегии должны быть доведены до всех избирателей путем ее презентации, объявления или демонстрации другим удобным путем во время проведения агитационных мероприятий в формах, предусмотренных Избирательным кодексом Украины. Избиратель имеет право и должен всегда слышать или видеть, если не целую структуру предвыборной стратегии кандидата/партии, то хотя бы основные ее положения (концепция) или ссылки на онлайн или офлайн платформы/источники для ознакомления с соответствующей стратегией.

В системе выборов, в которой у каждого кандидата/партии есть четкая стратегия развития государства, которая приходится всем общедоступным методом, в центре внимания стоит именно стратегия, а не личность кандидата.

Итак, кандидаты на легитимность власти будут выдвигать не столько свою собственную личность (статус, харизму, команду, народное уважение и т.п.), сколько то, что и как они желают достичь и реализовать, обретя статус легитимной власти с соответствующими правами и обязанностями.

В случае, когда избиратель будет голосовать не за личность того или иного кандидата, а за конкретную стратегию, представленную кандидатом/партией, фактически будет избираться формула модификации страны, которую видит для себя коллективный избиратель.

Иными словами, этими изменениями предлагается введение неперсонифицированной модели выборов, где во главе угла стоит стратегия развития страны, за которую голосует избиратель и под которую подстраивается избранный кандидат, реализуя эту стратегию.

При повторном баллотировании кандидатов и/или партий в выборные органы власти итоги голосования будут результатом оценки оценки третьему и четвертому этапам, то есть реализации и внедрению, предложенной кандидатом и/или партией предвыборной стратегии на предыдущих выборах.

Этим законопроектом предлагается, так сказать расширение прав граждан Украины, или конкретизация права, предусмотренного статьей 5 Конституции Украины в части определения гражданами Украины направлений развития страны.

Кроме того, предусмотренные этим законопроектом изменения направлены на минимизацию предвыборного популизма и участия так называемых «Технических кандидатов», и как указано выше, позволит избирателю давать реальную оценку работе избранных кандидатов к власти на следующих выборах.

В общем, потенциальные кандидаты и партии (политические организации) не ведут содержательной дискуссии среди избирателей и сосредотачиваются на спекулировании распространенными – в зависимости от региона – лозунгами (популизм), о чем свидетельствует соответствующая статистика.

Аналитический портал «Слово и дело» в результате отслеживания качества выполнения программ президентов, политических партий, правительств и мэров приводит следующие коэффициенты выполнения предвыборных обещаний (программ):

Парламент VIII Созыв (% исполнения обещаний)

Батьківщина35%
Радикальна партія Олега Ляшка43%
Самопоміч82%
Блок Петра Порошенка70%
Опозиційний блок9%
Народний фронт100%

Средний общий коэффициент: 56,5%

 

Парламент IX Созыва

Опозиційна платформа - «За життя»2%
Європейська солідарність5%
Батьківщина3%
Голос19%
Слуга народу20%

Средний общий коэффициент: 9,8%

 

Выполнение программы кандидата на пост президента Украины

В. Зеленський (2019 р.)П. Порошенко (2014 р.)
29%53%

 

Выполнение программы кандидата на должность городского головы (Киев, Львов, Харьков)

КиевВ. Кличко (2015 р.) 87%В. Кличко (2020 р.) програма відсутня
ЛьвовА. Садовый (2015 р.) 53%А. Садовый (2020 р.) 2%
ХарьковГ. Кернес (2015 р.) программа отсутствует-

В ходе опроса граждан получены следующие данные:

  1. Главным фактором, наиболее влияющим на выбор кандидата является:
  • Личные качества кандидата – ответили 57% потенциальных избирателей;
  • Результаты предварительной деятельности – 43 % потенциальных избирателей;
  • Программа и предложения – 40% потенциальных избирателей.
  1. Относительно мотивов выбора определенного кандидата, главными выступают два, имеющихся у избирателей почти всех кандидатов:
  • привлекательность личности кандидата – значимый мотив для 36% избирателей;
  • близость идей и предложений кандидата – мотив для 36%.

Так, как избиратели в большинстве своем голосуют сенситивно, то есть руководствуясь чувствами и эмоциями, политики делают ставку на собственный имидж, склоняя избирателя делать более персонализированный выбор, чем критический, руководствуясь той или иной предвыборной программой. Следовательно, поэтому избиратели во главу угла и ставят личные качества кандидата или кандидатов (партия), потому что последние, в основном, не апеллируют в своей предвыборной агитации относительно своих программ и конкретных объективных предложений.

Избиратели в первую очередь стремятся к изменениям в своем коллективном продуктивном и конструктивном бытии, а не выбирать лидера ради его политической силы и личной харизмы. Для достижения этой цели коллективный избиратель должен фокусировать свое внимание на стратегии, а не на политической личности, в большинстве своем манипулирующей их сознания с помощью риторики популизма.

Вместе с тем, государственные средства, выделенные на предвыборную кампанию кандидата или партии, в таком случае будут направляться на осознанность избирателя, за что именно тот голосует.

Если избиратель будет следить за задекларированной предвыборной стратегией и ее выполнением, а не отдельно взятым кандидатом/партией, народные массы будут руководствоваться объективным и критическим мышлением во время своего волеизъявления.

Предложенные правки к Избирательному кодексу Украины не ставят целью лишать кандидатов на власть возможностей на проведение агитационных мероприятий в форме концертов, спортивных соревнований, показ фильмов и т.п., которые отвлекают внимание избирателя от того, что предлагает ему тот или иной кандидат на легитимность власти.

Реализацией предложенных правок ставится целью обязательное освещение предвыборной стратегии того или иного кандидата/партии в ходе агитационных мероприятий, будь то культурное или спортивное.

Освещение предвыборной стратегии – это комплекс действий, направленный как на прямое освещение информации народным массам, когда кандидат на легитимность власти/его представитель целенаправленно описывает избирателям структуру предвыборной стратегии, так и опосредованное освещение через ссылку на нее или не источники, где избиратель может ознакомиться с предвыборной стратегии То есть, если во время публичного выступления кандидата или другого лица, которое его представляет, нет освещения структуры/содержания предвыборной стратегии, то должна быть хотя бы ссылка (QR-код, ссылка на сайт кандидата/партии, сайт ЦИК) или объявление о путях и средствах с помощью которых избиратель может подробно ознакомиться с предвыборной стратегией.

Приведенная система требует большей диджитализации населения Украины, при этом совпадает с выбранным курсом «Страна в смартфоне».

Чтобы узнать структуру и содержание предвыборной стратегии того или иного кандидата/партии, при наличии во время проведения агитации только ссылки на онлайн платформу, потребуются современные технологии. Достаточно полезно для этого будет мобильное приложение «Действие».

Социально незащищенные слои населения и пожилые люди, для которых использование современных гаджетов составляет определенные трудности, из-за отсутствия смартфона, неумения или отсутствия качественного подключения к скоростному Интернету, также должны иметь соответствующие возможности ознакомиться и проанализировать содержание предвыборной стратегии кандидата/партии.

С этой целью предлагается вместе со ссылкой на онлайн платформы делать ссылки на оффлайн платформы, где возможно удобным для избирателей способ получить соответствующую информацию. В частности, местом размещения предвыборной стратегии могут быть местные Центры предоставления административных услуг, отделения Укрпочты, районные/городские, сельские/поселковые советы и т.д.

Подготовка законопроектов обязательно включает проработку целей и задачу принятия акта

Целью принятия законопроекта является введение системы координат, в которой главным является задекларированные кандидатом изменения и меры, необходимые для введения этих изменений, а не личность кандидата или авторитет партии. Уменьшение влияния "большого капитала" на результаты выборов и непосредственное участие избирателей в определении стратегии развития государства.

Задачей внедрения «Неперсонифицированной модели выборов» является:

  1. Преодоление предвыборного популизма;
  2. Предотвращение выдвижения «технических кандидатов» и «кандидатов-клонов» как субъектов избирательного процесса;
  3. Создание условий для политической ответственности;
  4. Продуцирование критического мышления среди избирателей по поводу своего политического выбора;
  5. Возвращение народного доверия к избирательной системе среди потенциальных избирателей.

Подкармливать (разработать) Закон Украины. Профессиональная помощь в подготовке законов и других нормативных актов. Общая характеристика и основные положения проекта акта.

Проект Закона предлагает введение термина Предвыборная стратегия в Избирательный кодекс и исключение понятия предвыборная программа. Также вводится обязанность кандидатов/партий публиковать содержание предвыборной стратегии при проведении всех форм агитации.

Анализ законодательства для подготовки законов и проектов законов для Верховной Рады Украины включает анализ состояния нормативно-правовой базы в конкретной сфере правового регулирования.

Отношения в данной сфере регулируются Конституцией Украины, Избирательным кодексом.

Стоимость подготовки нового закона (проекта Закона Украины). Услуги по подготовке проектов законов и нормативных актов определяются по договоренности, в зависимости от сложности, объема работы, количества задействованных специалистов. Данный расчет может быть заложен в финансово-экономическое обоснование проекта закона.

Принятие и реализация законопроекта не требует дополнительного финансирования из государственного или местного бюджета.

Наряду с этим принятие и реализация законопроекта привносит положительные факторы, которые заключаются в следующем.

Средства государственного бюджета будут существенно экономиться.

За счет того, что данный законопроект несколько усложняет возможность регистрации на очередные или внеочередные выборы, тем самым делая невозможным регистрацию «технических кандидатов» или «кандидатов-клонов».

Согласно содержанию указанного законопроекта, для регистрации на выборы нужно представлять предвыборную стратегию, которая в свою очередь нуждается в глубокой аналитике рынка в стране и сложных экономических расчетах. Поэтому количество кандидатов на легитимность власти весомо сократится до единиц и будет состоять из наиболее ответственных и сознательных лиц, которые действительно поглощены в проблематику экономической, социальной, международной и оборонной политики государства, основных показателей в указанных сферах и прорабатывают мероприятия, которые позволят достичь лучших показателей.

Как создать действенный Закон в Украине? Действующий Закон должен еще на момент его разработки учесть прогноз социально-экономических и других последствий принятия акта.

Проведение аналитической работы для построения предвыборной стратегии осуществляется самостоятельно кандидатом или партией (политическая организация) собственными силами или путем получения бесплатного консультирования через обращение в государственные Институции страны как Государственный Университет «Институт экономики и прогнозирования НАН Украины».

Принятие проекта Закона Украины «О внесении изменений в Избирательный кодекс Украины о введении предвыборной стратегии» будет способствовать реализации гражданами Украины права избирателя и принимать участие в развитии государства.

Вышеописанное существенно повлияет на уровень доверия к избирательной системе среди населения Украины.

Профессиональная помощь в подготовке Законов Украины (нормативно-правовых актов) – это то, в чем мы понимаем. Именно поэтому предлагаем Закон Украины «О внесении изменений в Избирательный кодекс Украины относительно введения предвыборной стратегии» в следующей редакции» - адвокат, медийный эксперт по юридическим вопросам, доктор юридических наук Андрей Приходько

ЗАКОН УКРАИНЫ

О внесении изменений в Избирательный кодекс Украины

о внедрении предвыборной стратегии

 

Верховная Рада Украины по:

І. Внести следующие изменения в Избирательный кодекс Украины (№ 396-IX):

  1. Дополнить статьей 5-1 следующего содержания:

«Статья 5-1. Предвыборная стратегия

  1. Предвыборная стратегия – это структурированный на этапы документ, в котором подробно определены цели, общая направленность, содержание, порядок действий и мер, которые будут приняты кандидатом/партией, по достижению и введению изменений в отдельных отраслях жизнедеятельности государства, в определенный период времени, в том числе но не исключительно, относительно медицинской и социальной защиты населения, экономического развития и повышения уровня ВВП, обороноспособности государства, борьбы с коррупцией в экологической сфере.».
  2. В части второй статьи 14, пункте 2 части второй статьи 23, части третьей статьи 47, пункте 3 части первой статьи 51, части второй статьи 51, части четвертой статьи 57, части девятой статьи 57, пункте 3 части первой статьи 88, пункте 3 части первой статьи 103, пункте 2 части десятой статьи 104, пункте 2 части первой статьи 106, части второй статьи 106, пункте 3 части первой статьи 145, пункте 3 части первой статьи 155, пункте 3 части первой статьи 159, пункте 2 части первой статьи 161, части второй статьи 163, пункты 4 части первой статьи 222, пункты 3 части первой статьи 232, части второй статьи 234 слово "программа" заменить словом "стратегия".
  3. Часть первую статьи 51 дополнить абзацем следующего содержания:

«Любая форма агитации проводится с обязательным доказыванием предвыборной стратегии присутствующим на мероприятиях, путем визуальной или аудиальной демонстрации или путем ссылки на онлайн или оффлайн платформу для ознакомления с ней.»

II. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Этот закон вступает в силу дня, следующего за днем его опубликования.

Рассчитать цену помощи:

1 вопрос

Вашим делом занимались другие юристы?

Да
Нет

2 вопрос

Вы находитесь в Киеве или в Киевской области?

Да
Нет

3 вопрос

Юридическая помощь Вам нужна срочно?

Да
Нет
Насколько статья была полезна? Оцените:

0

Количество оценок:

0

20%
скидка
Если мы не
перезвоним
в течение дня
Консультация
Юридическая компания
Оставьте заявку на юридическую помощь прямо сейчас:
Лучшие юристы
Честная цена
Работаем быстро
Онлайн / офлайн консультация