Я лично гарантирую, что мы честно и порядочно выполним свою работу!

Приходько Андрей Анатольевич

Управляющий партнер

E-mail
advokat@prikhodko.com.ua
Номера телефонов
+38 (093) 007-44-00 +38 (098) 007-44-00

Адвокат, доктор юридических наук, признанный медийных эксперт по юридическим вопросам, юридический советник известных политиков и бизнесменов.

Связаться сейчас

ИСКОРЕНЕНИЕ КОРРУПЦИИ: ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ, ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИЛИ БОРЬБА?

Как известно, от того, насколько грамотно законодатель применяет в своей деятельности средства законодательной техники и особенно дефиниции, зависит техническое совершенство принятых им актов. Для сферы предотвращения и противодействия коррупции это имеет определяющее значение, поскольку евроинтеграционные процессы требуют от Украины просмотра и совершенствования отечественного механизма реализации такой деятельности на основе международных антикоррупционных стандартов.

 А от правильного содержательного определения основных дефиниций зависит как отображаемое явление реализует себя на самом деле, демонстрируется его сущность, происходит отграничения от других объектов.

С целью определения которым из указанных сроков в Украине осуществляется искоренение коррупции, считаем необходимым исследовать терминологию законодательства в рассматриваемом поле.

В частности термин «предотвращение», обобщено, в актах законодательства используется:

1) для уменьшения количества и вредности какого-либо явления (например, для окружающей среды);

2) как система мер, направленных на устранение правовых, социальных и других причин возникновения определенного явления, предотвращения и возникновению негативных общественных последствий (например, бездомности и беспризорности);

3) как подготовка и реализация комплекса правовых, социально-экономических, политических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и других мероприятий, проведение оценки уровней риска, заблаговременное реагирование на угрозу (например, чрезвычайных ситуаций);

4) система мероприятий, осуществляемых органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, а также гражданами Украины, иностранцами и лицами без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, и направленные на повышение уровня осведомленности общества о формах, причин и последствий конкретного негативного явления, формирование нетерпимого отношения к нему (например, домашнего насилия; насилия по признаку пола);

5) все требования или меры для избежания или ограничения негативных явлений (например, опасности на предприятии);

Специализированное трактовка явления предотвращения коррупции предоставлено в модельных законов «Об основах законодательства об антикоррупционной политике» от 15.11.2003 года, где указано, что это деятельность субъектов антикоррупционной политики, направленная на выявление, изучение, ограничение или устранение явлений, порождающих коррупционные правонарушения или способствуют их распространению.

Действующий Закон Украины от 14.10.2014 года № 1700-VII «О предотвращении коррупции» аналогичного или приравненного к нему трактовки рассматриваемого явления нет, а потому считаем целесообразным дополнения данной дефиниции в следующем виде:

«Предотвращение проявлений коррупции – деятельность публичной администрации, а также граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, направленная на выявление, изучение, ограничение или устранение явлений, порождающих коррупционные правонарушения или способствуют их распространению».

Сейчас законодательством установлен ряд положений, по содержанию ограничениями и запретами определенных видов поведения должностных лиц, а по своему назначению это – средства предотвращения коррупции. Необходимо такие положения знать, понимать и соблюдать в своей повседневной деятельности. Кроме того, законодательство устанавливает ряд требований и процедур, направленных на предупреждение коррупции. Все эти инструменты составляют комплекс антикоррупционных механизмов, которые выступают “барьерами” на пути совершения коррупционных правонарушений.

В свою очередь, термин «противодействие» употребляется законодателем в следующих значениях:

1) система мероприятий, осуществляемых органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, а также гражданами Украины, иностранцами и лицами без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, и направленные на прекращение негативного явления, оказания помощи и защиты пострадавшему возмещение ей ущерба, а также на надлежащее расследование случаев, и привлечения к ответственности правонарушителей (например, домашнего насилия, насилия по признаку пола)

2) деятельность, направленная на предотвращение (предупреждение) или затруднения реализации противоправной деятельности (например, компьютерным атакам)

3) система мер, направленных на преодоление негативного явления, путем его предупреждения и борьбы с ним и оказания помощи и защиты лицам, пострадавшим (например, торговли людьми).

Однако, действующий Закон Украины от 14.10.2014 года №1700-VII «О предотвращении коррупции» трактовки рассматриваемого явления также не имеет, а потому считаем целесообразным дополнения данной дефиниции в следующем виде:

«Противодействие проявлениям коррупции – деятельность антикоррупционных и правоохранительных органов, направленная на выявление коррупционных правонарушений, надлежащее расследование, привлечение к ответственности правонарушителей, а также защита лиц, понесших ущерб в результате коррупционных действий».

Напоследок, следует указать, что такой термин как борьба, употребляется законодателем в значении деятельности по предупреждению, выявлению, пресечению, минимизации последствий или как система мероприятий, осуществляемых в рамках противодействия и, направленных на выявление преступления, в том числе неоконченного, лиц, от этого пострадали, установление субъектов преступления и привлечения их к ответственности.

На наш взгляд, данный термин в рассматриваемой сфере охватывает как предотвращение так и противодействие коррупции, поскольку предполагает деятельность, имеющая целью ее искоренения всеми доступными способами, в частности это превентивные меры – то есть предотвращения коррупции; репрессивные меры – то есть противодействие коррупции; ликвидационные мероприятия – то есть устранение последствий коррупционных действий как составная часть противодействия.

Законодательный акцент на предотвращении коррупции обусловлен приоритетностью применения именно меры предосторожности – эффективного действия установленных законодательством превентивных антикоррупционных механизмов, повышает уровень правовой осведомленности граждан, уменьшает риск нарушения их основных прав и свобод в повседневной жизни, а также способствует формированию у населения нетерпимого отношения к проявлениям коррупции. Поскольку применение репрессивного антикоррупционного законодательства, направленного только на наказание публичных служащих, без устранения факторов, питающих и порождают коррупцию, не приводит ни к каким ощутимым результатам по снижению ее уровня.

Итак, терминология законодательства в сфере предотвращения и противодействия коррупции является несовершенной и требует законодательного нет. Акты законодательства апеллируют такими терминами как «борьба», «противодействие», «предотвращение» проявлениям коррупции, однако официальное их дефинирование отсутствует. В связи с чем, предлагаем закрепить в действующем Законе Украины от 14.10.2014 года № 1700-VII «О предотвращении коррупции» трактовки указанных сроков.

20%
скидка
Если мы не перезвоним в течение дня
Консультация