Бизнес в условиях военного положения

"Каждый кто обращается к нам, освобождает себя от мыслей о своем вопросе и получает результат, поскольку мы ценим самый важный ресурс наших клиентов - время."

Перепельченко Анатолий Александрович

Адвокат, специализируется на недвижимости, корпоративном, финансовом, налоговом, гражданском и договорном праве, а также разрешении споров в судебном порядке.

Связаться сейчас

Бизнес в условиях военного положения

Время прочтения: 4 мин.

26 ноября 2018 Верховной Радой Украины утвержден Указ Президента Украины, которым введено военное положение в Украине.
Президентом указано о возможности временных ограничения прав и законных интересов юридических лиц в пределах и объеме, которые необходимы для обеспечения возможности внедрения и осуществления мер правового режима военного положения, предусмотренные частью первой статьи 8 Закона Украины «О правовом режиме военного положения».

В то же время, следует помнить, что указанные ограничения могут касаться только юридических лиц, находящихся на территории, Луганской, Николаевской, Одесской, Сумской, Харьковской, Черниговской области, а также Донецкой, Запорожской, Херсонской областях и внутренних водах Украины Азово-Керченской акватории.
Отчуждения движимого и недвижимого имущества юридических лиц.
Во время действия военного положения допускается возможность изъятия или отчуждения имущества предприятия для военных нужд, которое должно происходить с четким соблюдения установленной законом процедуры.
В первую очередь, следует различать понятия «изъятие» и «отчуждение» имущества:
Отчуждение может быть осуществлено только в отношении частного и коллективного имущества с полным возмещением его стоимости, а изъятие может быть осуществлено только в отношении государственного имущества без возмещения стоимости такого имущества.
Для осуществления отчуждения / изъятие имущества предприятий военным командованием должно быть принято соответствующее решение, которое согласовывается с Советом министров Автономной Республики Крым, областной, районной, Киевской или Севастопольской городской государственной администрацией или исполнительным органом соответствующего местного совета.
После этого составляется акт о принудительном отчуждении или изъятии имущества, который должен быть установленной законом формы и подписывается собственником имущества и уполномоченными лицами военного командования.
В то же время, следует иметь в виду, что закон позволяет осуществить изъятие или отчуждение имущества и составления соответствующего акта без участия владельца. В таком случае, по собственником сохраняется право ознакомления с таким актом, путем вручения его под расписку.
Именно с даты подписания такого акта имущество предприятия становится государственной собственностью.
Отдельно следует остановиться на вопросе возмещения стоимости отчужденного имущества.
Как уже отмечалось, при отчуждении имущества в условиях военного положения, владельцу имущества обязательно должен быть возмещен его стоимость.
Предварительное полное возмещение стоимости имущества осуществляется на момент подписания соответствующего акта. В таком случае размер возмещения определяется на основании документа, содержащего заключение о стоимости имущества на дату его оценки.
В случае последующей полной компенсации возмещения стоимости имущества осуществляется после отмены правового режима военного положения на основании заявления бывшего владельца в военный комиссариат по месту отчуждения имущества. К данному заявлению должно быть приобщен акт и документ об оценке имущества.
Независимо от способа возмещения стоимости имущества, при отчуждении имущества должна быть проведена его экспертная оценка, которая и определит надлежащий размер возмещения.
Стоит заметить, что закон также предоставляет владельцу право вернуть отчужденное у него имущество, но исключительно после отмены правового режима военного положения и при условии, что такое имущество сохранилось. В таком случае возвращения имущества осуществляется в судебном порядке.
Также, бывший владелец имущества, которое было принудительно отчуждено, может требовать взамен предоставления ему другого имущества, если это возможно.
Привлечение работников юридического лица к выполнению работ, имеющих оборонный характер (трудовая повинность).Руководители юридических лиц должны понимать, что в условиях военного положения их работники могут быть привлечены на краткосрочных условиях к выполнению общественно полезных работ. При этом, наличие согласия работника не является обязательной.
Решение о трудовой повинности принимает военное командование совместно с местными органами и до сведения населения оно приходится с помощью СМИ. В решении указываются обстоятельства, которые сложились в регионе и неблагоприятные факторы военного характера, создают угрозу для населения. Также указываются причины необходимости привлечения трудоспособных лиц, критерии отбора (возраст, профессия, специальность), перечень видов общественно полезных работ, границы территорий, где планируется выполнять работу, срок их выполнения и предприятия, где будут работать такие лица.
К общественно полезным работам могут привлекаться все трудоспособные лица, даже если лицо безработная, или это студент высшего учебного заведения. Оповещение, сбор и комплектование лиц, привлеченных к выполнению общественно полезных лиц обеспечивается военным командованием.
Также, законодательством предусмотрена возможность бронирования предприятиями своих работников для обеспечения функционирования предприятия во время военного положения. На забронированных работников не распространяется трудовая повинность и мобилизация. Претендовать на такое бронирование могут предприятия, имеющие особые мобилизационные задачи, важные как для армии, так и для гражданского населения. Например, производство специальных средств защиты, продуктов питания, одежды, военной амуниции, и тому подобное.
Приоритетность военных заказов.
При осуществлении хозяйственной деятельности юридическим лицом, вы должны быть готовы к непредсказуемым задержек при выполнении контрагентами ваших заказов. Это обусловлено тем, что в условиях военного положения при выполнении предприятиями любых заказов, приоритет должен предоставляться военным заказам. В первую очередь, это касается предприятий, которые предоставляют логистические, ремонте и любые другие услуги, которые могут быть необходимы для обеспечения нужд армии.
Подытоживая изложенное, отмечаем, что в данной статье приведены лишь некоторые виды ограничений, которые могут быть применены в отношении юридических лиц в условиях военного положения.
В то же время, следует помнить, что введение военного положения не вызывает автоматическое введение вышеуказанных ограничений, а требует дальнейшего принятия отдельных решений уполномоченных на то органов по каждому виду ограничения в индивидуальном порядке.

 

Автор: Перепельченко Анатолий

Рассчитать цену помощи:

1 вопрос

Вашим делом занимались другие юристы?

Да
Нет

2 вопрос

Вы находитесь в Киеве или в Киевской области?

Да
Нет

3 вопрос

Юридическая помощь Вам нужна срочно?

Да
Нет
Насколько статья была полезна? Оцените:

0

Количество оценок:

0

20%
скидка
Если мы не
перезвоним
в течение дня
Консультация
Юридическая компания
Оставьте заявку на юридическую помощь прямо сейчас:
Лучшие юристы
Честная цена
Работаем быстро
Онлайн / офлайн консультация