АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ МЕРЫ: ОБЗОР ЭФФЕКТИВНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЕВРОИНТЕГРАЦИИ

«Я лично гарантирую, что мы честно и порядочно выполним свою работу!»

Приходько Андрей Анатольевич

Управляющий партнер

Адвокат, доктор юридических наук, признанный медийный эксперт по юридическим вопросам, юридический советник известных политиков и бизнесменов.

Связаться сейчас

АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ МЕРЫ: ОБЗОР ЭФФЕКТИВНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЕВРОИНТЕГРАЦИИ

Время прочтения: 7 мин.

Постановка проблемы

В Украине уже второй год нет основного стратегического документа в сфере предотвращения и борьбы с коррупцией. При таких обстоятельствах антикоррупционные институты действуют разбалансированно и малоэффективно, а другие государственные органы и органы местного самоуправления – осуществляют те антикоррупционные меры, которые считают целесообразными (на интуитивном уровне), либо вообще не осуществляют никаких мероприятий в этой сфере [1, с. 16].

 В таких условиях крайне актуальным является разработка и скорейшее внедрение системы эффективных антикоррупционных мер, соответствующих современным вызовам того положения, в котором оказалась наша страна.

 Анализ последних исследований и публикаций

В общем выбранная к анализу тематика, не является новой не только для административной науки, но и для других отраслевых разновидностей юридической. Большинство ученых рассматривает данный вопрос в определенной плоскости – с точки зрения потребностей своего научного исследования.

К примеру:

– Б. Костенко [2] раскрывает особенности имплементации европейских стандартов предотвращению и борьбе с коррупцией в национальное законодательство;

– А. Сухарина [3] анализирует мнения Украинская по бытовой коррупции;

– Н.Хавронюк [1] ​​изучает эффективность внедрения государственной антикоррупционной политики.

Однако, ни указанные ученые, ни другие административисты, которые анализировали похожую проблематику непосредственно ее не изучали, а сосредоточили свое внимание на других, касающихся вопросах.

Формулировка целей статьи

Целью данного исследования является раскрытие системы действенных антикоррупционных мер, которые соответствуют европейским стандартам и являются необходимыми для внедрения (модификации) в Украине.

Изложение основного материала исследования

Анализируя положения статьи 5 Конвенции ООН против коррупции [4], которая вступила в силу для Украины 1 января 2010 главными мерами для воплощения антикоррупционной политики является имплементация антикоррупционного законодательства, а также обеспечение эффективной, координированной и прозрачной системы работы антикоррупционных институтов [5, с. 11]. Вообще, считаем необходимым отметить, что Конвенция ООН против коррупции [4], одобренная резолюцией ООН 58/4 в октябре 2003 года, является сбалансированным, сильным и прагматичным документом, создал основу для эффективных действий и международного сотрудничества. Она содержит целый ряд стандартов, мер и норм, которые могут применяться всеми странами в целях укрепления их правовых режимов борьбы с коррупцией. Она содержит призыв к принятию профилактических и законодательных мер, в результате которых наиболее распространенные формы коррупции как в государственном, так и в частном секторах были бы отнесены к категории уголовных преступлений [2, с. 14].

Однако, следует уточнить, что для Украины, на наш взгляд, доминирование именно профилактических антикоррупционных мероприятий является неоправданным, поскольку наше государство не может в силу своего шаткого положения побороть коррупционные проявления без репрессивных мер. Мы убеждены, что только дуалистическая природа антикоррупционной деятельности публичной администрации окажет положительное отзыв. Для нашей страны существует шесть особо важных аспектов, которые в равной степени имеют ключевое значение для преодоления повсеместной коррупции в Украине.

 С коррупцией можно эффективно справиться путем обеспечения:

✔ такой организации государства, которая обеспечивала бы систему сдерживания и противовесов путем разделения и блокирования полномочий;

✔ профессиональной этики в государственном секторе;

✔ независимости судебной власти;

✔ свободы и плюрализма прессы, как четвертой власти;

✔ деконцентрации экономической власти и ее влияния на политику;

✔ активного гражданского общества, развитие которого, однако, в значительной степени зависит от предыдущих аспектов [6].

При этом развитие демократии и верховенства права в Украине и сокращение системной коррупции возможны только в случае строгого соблюдения всех этих шести условий. Это имеет особое значение для экономики, поскольку коррупция снижает потенциал роста вследствие нерационального распределения ресурсов. Это не значит, что в ЕС также не существует серьезных проблем с коррупцией; совсем наоборот, во-первых, потому, что коррупция всегда существует там, где есть деньги, а деньги и власть идут в паре. Однако важно, чтобы связанные с коррупцией преступления могли проявляться свободной прессой, расследоваться независимыми прокурорами, а преступникам выносился приговор независимыми судьями. При наличии этих шести элементов можно как минимум сдерживать системную коррупцию, которая влияет на повседневную жизнь всего населения [6]. Для реализации указанного необходимые глобальные административные реформы. И это не просто нормативно зафиксирован перечень плана действий уполномоченных субъектов – это системное изменение всего государственного аппарата управления обществом, переосмысления роли государства и социума и их взаимодействия, а также закладки фундамента трансформаций глобального характера в плоскости публично-частного и трансграничного партнерства.

Прозрачность, подотчетность, добродетель – три «кита» антикоррупционной политики. Это основные принципы, которые неуклонно должны быть соблюдены для уменьшения коррупционных проявлений как в публичном, так и в частном секторах.

К сожалению, каждый из них не может похвастаться положительными достижениями их соблюдения. Такой вывод будет логичным, если ознакомиться с результатами Национального антикоррупционного опроса, проведенного Программой содействия общественной активности «присоединяйся!» при поддержке USAID, где по мнению опрошенных, именно коррупция является одной из трех самых больших проблем в Украине, причем, именно политическая коррупция на самом высоком уровне представляет наибольшую угрозу: об этом заявили 92,5% граждан. Бытовая коррупция, с которой респонденты сталкиваются в повседневной жизни, рассматривается как менее серьезная проблема (81,6%). Коррупцию в бизнес-среде считают серьезной проблемой 72,4% респондентов [5, 7]. Соответственно, в Украине прозрачность, подотчетность и добродетель нормативно зафиксированными принципами надлежащего управления страной, однако – они не действуют. Это лозунги на бумаге. Однако, это и не удивительно, ведь в чистом виде, они охватывают идеи, противоречащие злоупотреблению властью. Эти идеи включают открытость, отзывчивость, ответственность, дисциплину и этику. Отдельным их частью является право голоса народа и активное участие общественности в различных процессах. При этом прозрачность может привести к подотчетности, если должностные лица по своим морально-этическими убеждениями будут осознавать ответственность за свое поведение путем страха уголовно-уголовного наказания (который, кстати, в Украине также отсутствует, поскольку и судебная система, и прокуратура являются коррумпированными ), а опираясь на общественно признанные нормы морали. Соответственно, современные антикоррупционные меры реализуются государством в лице уполномоченных им представителей? Логично, что те, которые предусмотрены действующим законодательством. В связи с тем, что Положения проекта Антикоррупционной стратегии, так и остался на 2018 нерассмотренным Верховной Радой Украины, вследствие истечения значительного времени с момента его представления в парламент, логично заключить, что основные антикоррупционные меры, которые выполняются сегодня – те, которых не удалось осуществить за период действия Антикоррупционной стратегии 2014-2017 годов, и мероприятия Программы по ее реализации, остались невыполненными [5]. Как видим, современное состояние антикоррупционной политики и мер ее реализации является крайне неудовлетворительным.

Среди неотложного считаем необходимым:

– в сфере противодействия политической коррупции – усиление деятельности Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции:

  • обеспечение эффективной его деятельности путем изменения модели этого органа и усиление его институциональной способности;
  • обеспечения действенности мер, направленных на получение полных, объективных и достоверных данных о состоянии коррупции в Украине;
  • обеспечение эффективного функционирования уполномоченных лиц (уполномоченных подразделений) по вопросам предотвращения и выявления коррупции;
  • совершенствование законодательства о предотвращении и урегулировании конфликта интересов в деятельности лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, и приравненных к ним лиц;
  • повышение уровня оперативности и эффективности выявления фактов нарушения требований законодательства о предотвращении и урегулировании конфликта интересов;
  • единообразное толкование и применение законодательства правоприменительными органами;
  • повышение уровня знаний требований законодательства о предотвращении и урегулировании конфликта интересов, формирования навыков поведения в различных жизненных ситуациях;
  • обеспечение надлежащего правового регулирования защиты обличителей соответствии с международными стандартами;
  • обеспечение способности Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции и других специально уполномоченных субъектов в сфере противодействия коррупции гарантировать государственную защиту обличителей [8]. 

– в сфере преодоления бытовой коррупции:

  • проведение информационной кампании по разъяснению сути коррупции и того, что не является коррупцией (примером хорошего воплощение информационной кампании является продвижение системы публичных закупок Prozorro), особенно в восточных и центральных регионах;
  • показ успешных кейсов реформ, в результате которых исчезла или была минимизирована коррупция на примерах обычного индивида, с обязательным локализацией в населенных пунктах различных регионов страны;
  • открытое освещение судебных процессов над подозреваемыми, которым инкриминируют серьезные коррупционные преступления [3].

– в бизнес-среде:

  • на государственном уровне: привлечение бизнеса к политике преодоления коррупции, поддержка этих политик высшим руководством государства, поиск новой элиты, которая может эти политики реализовать на практике;
  • на уровне бизнес-среды: принятие внутренней корпоративной политики на уровне отдельной компании, программы комплаенс, внедрение системы внутреннего контроля, специальной должности в компании по противодействию коррупции, формирование культуры неприятия коррупции внутри компании на уровне топ-менеджеров и других сотрудников;
  • на уровне ассоциаций: совместное продвижение антикоррупционных принципов ведения бизнеса и отстаивания своих интересов [9, с. 7].

 Выводы и перспективы

Проведенное исследование убедительно свидетельствует, что разработанная и действующая система антикоррупционных мероприятий – это совокупная репрезентация отношения государства к коррупционным проявлениям на ее территории, а также за ее пределами в рамках трансграничного сотрудничества. Намерения Украины по искоренению коррупции являются двойными. Как минимум у правящей элиты и отдельных представителей политической воли. С одной стороны – с экранов телевизора, печатных и электронных СМИ властями активно пропагандируется нулевая толерантность к любым проявлениям злоупотребления властью, а с другой – такое же активное ее использование в собственных целях. Реформации, которых требует Европейский союз от Украины в рамках интеграции общественно-необходимыми и желанными со стороны социума. Однако, без сплошной перестройки аппарата государственной власти и изменения ментального и стереотипного мышления украинцев о необходимости вручения “благодарности” за совершение в их пользу административного воздействия, – коррупция будет активно процветать. Соответственно, желанное членство в Европейском союзе и в дальнейшем будет откладываться.

Рассчитать цену помощи:

1 вопрос

Вашим делом занимались другие юристы?

Да
Нет

2 вопрос

Вы находитесь в Киеве или в Киевской области?

Да
Нет

3 вопрос

Юридическая помощь Вам нужна срочно?

Да
Нет
20%
скидка
Если мы не
перезвоним
в течение дня
Консультация
Юридическая компания
Оставьте заявку на юридическую помощь прямо сейчас:
Лучшие юристы
Честная цена
Работаем быстро
Онлайн / офлайн консультация