menu
График работы

Пн-Пт: 09:30-18:00

Криминальная практика
Антикоррупционные мероприятия
Судебная практика
Правовая помощь
Государственная регистрация
Миграционные услуги
Недвижимость и строительство
Бухгатерский аутсорсинг
Налоговая практика
Семейная практика

Об участии общественности в реформировании правового механизма преодоления коррупции в Украине

Андрей Приходько принял участие во Всеукраинской конференции «державо- и правотворческие традиции украинского народа», которую провода в Университет государственной фискальной службы Украины.

Управляющий партнер «PRIKHODKO & PARTNERS» подчеркнул, что Конституция Украины закрепила принцип народовластия в Украине. Согласно ст. 5 Основного Закона носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Власть народа – это возможность каждого влиять на нормотворческие и нормозастосовчи процессы в стране. Если трактовать понятие народовластия в контексте реформирования антикоррупционных органов в Украине, то это возможность каждого, кто является частью украинской общественности, непосредственно влиять на процессы создания и функционирования государственных органов.

Анализ Законов Украины «О предотвращении коррупции» и «О Национальном антикоррупционном бюро Украины» дает основания утверждать о действительно реформаторский подход к созданию новых антикоррупционных органов в Украине – Национального антикоррупционного бюро Украины (далее – НАБУ) и Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (далее – Назка). Непосредственное влияние общественности реализован через создание общественных органов, осуществляющих контроль за процессами создания и функционирования указанных антикоррупционных структур.

Так, в соответствии со ст. 14 Закона Украины «О предотвращении коррупции» при Назка действует Общественный совет, который заслушивает информацию о деятельности, выполнения планов и задач последнего, утверждает ежегодные отчеты о его деятельности, дает заключения по результатам экспертизы проектов актов Назка, делегирует для участия в заседаниях Назка своего представителя с правом совещательного голоса. Назка готовит ежегодные отчеты о своей деятельности, которые после утверждения Общественным советом публикуются на его официальном сайте.

Общественный совет привлекается к проведению Назка антикоррупционной экспертизы. Результаты антикоррупционной экспертизы действующих нормативно-правовых актов в случае выявления факторов, способствующих или могут способствовать совершению коррупционных правонарушений, подлежащих обязательному обнародованию на официальном сайте органа, проводившего соответствующую экспертизу. По инициативе физических лиц, общественных объединений, юридических лиц может проводиться общественная антикоррупционная экспертиза действующих нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов.

С целью обеспечения прозрачности и гражданского контроля за деятельностью НАБУ, в соответствии со ст. 31 Закона Украины «О Национальном антикоррупционном бюро Украины» действует Совет общественного контроля, которая формируется на основе открытого конкурса. Совет общественного контроля при НАБУ заслушивает информацию о деятельности, выполнения планов и задач, рассматривает отчеты НАБУ и утверждает свое заключение по ним, выбирает из ее членов двух представителей, входящих в состав Дисциплинарной комиссии НАБУ.

Важным элементом реформирования конституционно-правового механизма преодоления коррупции в Украине является открытость и прозрачность деятельности указанных структур для общественности. Так, согласно ч. 2 ст. 21 Закона Украины «О предотвращении коррупции» общественному объединению, физическому, юридическому лицу не может быть отказано в предоставлении доступа к информации о компетенции субъектов, осуществляющих мероприятия по предотвращению коррупции, а также по основным направлениям их деятельности.

Кроме того, в условиях глобализации общественных и коммуникативных процессов, в частности значительного взаимообмен информацией в сети Интернет, новаторством и позитивом является создание информативных сайтов и страниц в социальных сетях. НАБУ и Назка активно отчитывается перед обществом о все меры, действия, планы, предоставляет разъяснения нормативных актов, опровергает разного рода провокационные мероприятия. За счет таких действий вновь структуры дают возможность не только обеспечить себя положительным имиджем, но и повышают доверие общественности.

Открытым пока остается вопрос поощрения общественности к реформированию конституционно-правового механизма преодоления коррупции. К реформаторских процессов привлекаются сознательные граждане, в большинстве случаев – это общественные организации (Transparency International, Центр Противодействия Коррупции, «Наши Деньги», «Сознательно», «Нет Взяточничеству», Антикоррупционный комитет Ассоциации украинских юристов и т.д.). Указанные организации действуют за счет самодостаточности и самофинансирования. Положительными являются тенденции определения статуса обличителей коррупции на законодательном уровне и обеспечения их защищенности и материальной заинтересованности. Речь идет о проекте Закона Украины «О защите обличителей и раскрытия информации о вреде или угрозу общественным интересам».

Общественность является основным элементом реформирования конституционно-правового механизма преодоления коррупции в Украине. И только создание условий, при которых каждый гражданин осознает неприемлемость коррупции и необходимости личного участия в борьбе с ней будет индикатором успешной реформы.

 

X
Хотите перезвоним вам за
2 минуты ?
Перезвоните