menu
График работы

Пн-Пт: 09:30-18:00

Криминальная практика
Антикоррупционные мероприятия
Судебная практика
Правовая помощь
Государственная регистрация
Миграционные услуги
Недвижимость и строительство
Бухгатерский аутсорсинг
Налоговая практика
Семейная практика

НЕКОНСТИТУЦИОННОСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ Закона Украины ” О предотвращении коррупции ” на общественные организации

 В соответствии с Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно особенностей финансового контроля отдельных категорий должностных лиц» от 23.03.2017 № 1975-19 , статью 3 Закона Украины «О предотвращении коррупции» среди прочего, дополнен пунктом 5, в соответствии с которым субъектами, на которых распространяется действие этого Закона являются физические лица, которые:

  • получают средства, имущество в рамках реализации в Украине программ (проектов) технической или другой, в том числе безвозвратной, помощи в сфере предотвращения, противодействия коррупции (как непосредственно, так и через третьих лиц или любым другим способом, предусмотренным соответствующей программой (проектом );
  • систематически, в течение года, выполняют работы, предоставляют услуги по имплементации стандартов в сфере антикоррупционной политики, мониторинга антикоррупционной политики в Украине, подготовки предложений по вопросам формирования, реализации такой политики – если финансирование (оплата) таких работ, услуг осуществляется непосредственно или через третьих лиц за счет технической или другой, в том числе безвозвратной, помощи в сфере предотвращения, противодействия коррупции;
  • являются руководителями или входят в состав высшего органа управления, других органов управления общественных объединений, других предпринимательских обществ, осуществляющих деятельность, связанную с предотвращением, противодействием коррупции, имплементацией стандартов в сфере антикоррупционной политики, мониторингом антикоррупционной политики в Украине, подготовкой предложений по вопросам формирования, реализации такой политики, и / или участвуют, привлекаются к осуществлению мероприятий, связанных с предотвращением, противодействием коррупции.

Анализ указанной нормы в разрезе с положениями Конституции Украины  дает основания говорить о неконституционности указанных учитывая следующее:

Общественная организация в соответствии со статьей 36 Конституции Украины является объединением граждан Украины для осуществления и защиты своих прав и свобод и удовлетворения политических, экономических, социальных, культурных и других интересов.
В соответствии со ст. 24 Конституции Украины граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом. Не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым или другим признакам.

В соответствии со статьей 36 Конституции Украины, все объединения граждан равны перед законом.
Закрепленный указанными нормами плюрализм является гарантом того, что все общественные организации в Украине, независимо от их статуса, масштабов, задач и целей равны перед законом. В противоречие указанным положениям Конституции, законодатель наделяет дополнительными обязанностями исключительно антикоррупционные общественные организации, в силу особенностей внутренних убеждений граждан, которые являются членами таких организаций.

При таком законодательного подхода не учитываются правовые позиции Конституционного Суда Украины, согласно которым определяющими элементами верховенства права являются принципы равенства и справедливости, правовой определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, поскольку иное не может обеспечить ее единообразное применение, не исключает неограниченности трактовки в правоприменительной практике и неизбежно приводит к произволу (абзац второй подпункта 5.4 пункта 5 мотивировочной части Решения Конституционного Суда Украины от 22 сентября 2005 года N 5-рп / 2005 ). Принцип правовой определенности означает, что «ограничения основных прав человека и гражданина и воплощение этих ограничений на практике допустимо только при условии обеспечения предсказуемости применения правовых норм, устанавливаемых такими ограничениями »(абзац третий подпункта 3.1 пункта 3 мотивировочной части Решения Конституционного Суда Украины от 29 июня 2010 года N 17-рп / 2010) .

Кроме того, отнесение антикоррупционных общественных организаций к субъектам декларирования противоречит самому понятию коррупции, определенном Законом Украины «О предотвращении коррупции».

В соответствии со статьей 1 Закона коррупция – это использование лицом, указанным в части первой статьи 3 настоящего Закона, предоставленных ему служебных полномочий или связанных с ними возможностей с целью получения неправомерной выгоды или принятия такой выгоды или принятия обещания / предложения такой выгоды для себя или иных лиц или соответственно обещание / предложение или предоставление неправомерной выгоды лицу, указанному в части первой статьи 3 настоящего Закона, или по его требованию другим физическим или юридическим лицам с целью склонить это лицо к противоправному го использования предоставленных ему служебных полномочий или связанных с ними возможностей.

Анализ указанной нормы дает основания утверждать, что общественная организация по своей сути лишена основных критериев, которые могут свидетельствовать о наличии коррупционных рисков. Так, общественные организации:

  • не наделены служебными полномочиями или любым административным влиянием, а значит их деятельность не может влиять на любые общественные процессы;
  • не финансируются из бюджетных средств, а потому не подотчетны соответствующим контролирующим органам;
    общественные организации не осуществляют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, так как они являются неприбыльными организациями.

Таким образом, получение физическими лицами средств, имущества в рамках реализации в Украине программ (проектов) технической или другой, в том числе безвозвратной, помощи, и независимо от того финансирования (оплата) таких работ, услуг осуществляется непосредственно, через третьих лиц или любым другим способом, должно декларироваться в соответствии с статья 67 Конституции Украины, согласно которой Каждый обязан платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом. Все граждане ежегодно подают в налоговые инспекции по месту жительства декларации о своем имущественном состоянии и доходах за прошлый год в порядке, установленном законом.

Приведенный подход к применению института электронного декларирования фактически вопреки предмету Закона Украины «О предотвращении коррупции» направлен на отождествление такого инструмента как «электронная декларация» с таким инструментом налогового контроля как «общая» налоговая декларация об имущественном состоянии и доходах гражданина Украины. Иначе говоря, по нашему мнению, закладывается риск постепенного нивелирования общественного и политического значения института электронного декларирования.

Таким образом, обязательства граждан, которые не являются лица, уполномоченными на выполнение функций государства или местного самоуправления, и не приравниваются к лицам, не выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности, деятельность которых носит исключительно консультационный, научный, рекомендательный характер в сфере предотвращения и противодействия коррупции, или в любой другой сфере подавать электронные декларации является противоречащим Конституции Украины.
Соответствие законов Украины Конституции Украины, а следовательно признания их конституционности либо не конституционности, в соответствии со статьями 147, 150 Конституции Украины и решает Конституционный суд Украины.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 13 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины» Конституционный Суд Украины принимает решение и дает заключения по делам о конституционности законов и других правовых актов Верховной Рады Украины

Основаниями для принятия Конституционным Судом Украины решения о неконституционности правовых актов полностью или в их отдельных частях, в соответствии со статьей 15 указанного Закона, является несоответствие Конституции Украины или нарушение установленной Конституцией Украины процедуры их рассмотрения, принятия или вступления в силу.

Анализ Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно особенностей финансового контроля отдельных категорий должностных лиц» от 23.03.2017 № 1975-19, учитывая выше сказанное дает основания говорить как о несоответствии Конституции Украины внесенных в Закон Украины «О предотвращении коррупции »норм и и о нарушении установленной процедуры рассмотрения указанного Закона.

Так, в частности анализ Карточки законопроекта о внесении изменения в статью 3 Закона Украины «О предотвращении коррупции» , дает основания утверждать, что дополнение пунктом 5 статьи 3 Закона Украины «О предотвращении коррупции» должным образом не обработаны профильным комитетом Верховной Рады.
С учетом указанного, считаем имеются все основания для обращения в Конституционный суд Украины.
Учитывая положения статьи 38 Конституции Украины, наиболее целесообразно было бы обратиться к Уполномоченному Верховной Рады по правам человека с целью инициирования обращения в форме конституционного представления или обращаться общественным организациям в форме конституционного обращения.

Конституционный Суд Украины принимает решение о конституционности актов. В случае если эти акты или их отдельные положения признаются не соответствующими Конституции Украины (неконституционными), они объявляются недействительными и теряют силу со дня принятия Конституционным Судом Украины решения об их неконституционности.

X
Хотите перезвоним вам за
2 минуты ?
Перезвоните