menu
График работы

Пн-Пт: 09:30-18:00

Криминальная практика
Антикоррупционные мероприятия
Судебная практика
Правовая помощь
Государственная регистрация
Миграционные услуги
Недвижимость и строительство
Бухгатерский аутсорсинг
Налоговая практика

КАК ПОВЛИЯЕТ НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА НА ПРОВЕРКИ?

 Для того чтобы докладное разобраться в налоговых проверках необходимо тщательно проанализировать Закон Украины № 466. Скорее всего в конце этого месяца может закончиться запрет на проведение налоговых проверок.

 Проверки разделены на плановые и внеплановые. Согласно п. 77.2 Налоговых кодекса Украины предусмотрена возможность внесения некоторых правок в план-график документальных проверок в течение года. Но внести такие изменения можно не более одного раза в первом квартале и один раз во втором квартале текущего года. Исключение возможно тогда когда изменения, которые вносятся связанны, с изменением плательщика, что включен в план-график проверок. Или исправления технических ошибок, которые были допущены. Что важно, если изменения в план-график были внесены в 1 квартале, то проверка может начаться не ранее чем в третьем квартале этого года, а если во втором — то проверка может начаться не ранее чем как в 4 квартале текущего года. Данная норма уже вступила в законную силу с 23 мая 2020 года.

 Далее важная информация касающаяся порядка вручения налогоплательщику уведомления о проведении проверки. Если плательщик подает в фискальную службу заявления о ведении переписки в электронной форме, через электронный адрес, сообщение о проведении проверки будет в Электронном кабинете плательщика в электронном виде. А в обычной бумажной форме только будет выдаваться на запрос лица. Данная норма вступит в силу с 01 июля 2020 года.

 Внеплановые документальные проверки

 О проведении внеплановых документальных проверок, то они могут быть проведены исключительно на основании решения суда о проведении такой проверки. Но есть и новые основания для проведения внеплановой проверки. К ним относятся:

  1. Орган, проводивший плановую документальную проверку получил информацию, или такая информация была получена от иностранных органов, из которой видно, что налогоплательщик нарушает налоговое законодательство по тем вопросам, что уже были исследованы во время проверки. Проверять будет только то, что стало основанием для проведения такой проверки. Эта норма заработает с июля 2020 года. Стоит отметить, что такие проверки могут осуществляться без вручения копии приказа о проведении такой внеплановой проверки.
  2. Налоговые органы получили информацию, что нерезидент осуществляет хозяйственную деятельность через постоянное представительство, не поставлен на налоговый учет.

 Еще одна новинка касается уголовного производства. Проверки могут быть осуществлены исключительно по основаниям, изложенным в НКУ. Данная норма закреплена в п. 78.2. НКУ.

Допущение к проведению проверки

 П. 81.2 Налогового кодекса Украины дополнен новым абзацем, что если организация любой проверки установлено невозможностью ее проведения должностными лицами органа который должен проводить проверку, то составляется акт, что должен это подтвердить. К этому акту должны быть приложены материалы, которые могут подтвердить этот факт. Такие материалы должны быть направлены налогоплательщику.

Срок проведения проверок

 В законе не продлены сроки на проведение проверок, они остались такими, как и были. Но если налогоплательщиком были представлены документы проведения внеплановой проверки менее чем за три рабочих дня, то сроки проведения могут быть продолжены в соответствии с п. 82.2 Налогового кодекса Украины на 3 рабочих дня.

 Похожая норма по-прежнему была указана в п.44.7 Налогового кодекса Украины, но теперь ее более конкретизировали.

 Что касается о приостановлении документальной проверки (плановой или внеплановой), то теперь это можно сделать по отношению к любому плательщику, хотя это касалось только крупного налогоплательщика. Приостановка проверки должно быть оформлено приказом, копия которого должна быть вручена плательщику не позднее чем на следующий рабочий день. Если есть заявление о переписке в электронном виде, то тогда отправлена в Электронный кабинет.

Предоставление документов

 Порядок предоставления документов для проведения проверки установлено ст. 85 Налогового кодекса Украины. Данной статьей установлено, что при проведении проверки для получения заверенных копий документов, проверяющие органы должны направить плательщику запрос не позднее чем за пять рабочих дней до окончания проверки. Если данный срок нарушен, то плательщик имеет право требовать остановки проверки не менее чем на 5 рабочих дней.

 Новые права проверяющих органов при проведении проверок

 С 23 мая 2020 года налоговики получили право при проведении проверки получать письменные объяснения от должностных лиц по вопросам, которые касаются предмета проверки (п.п.20.1.46 Налогового кодекса Украины).

 Но в п. 16.1.15 Налогового кодекса Украины закреплена обязанность налогоплательщиком обеспечивать должностными лицами письменных объяснений по требованию контролирующих органов по вопросам, которые касаются о предмете проверок.

Срок исковой давности

 По-прежнему срок исковой давности составляет 1095 дней. То есть, налоговые органы не имеют права начислять штрафные санкции более чем за 1095 дней со дня последнего конечного срока подачи налоговой декларации. А в случае если такая декларация была подана позже, то со дня фактической подачи. Для проведения контрольных операций срок исковой давности так как по-прежнему составляет 2555 дней.

 Другие нововведения

 Для проверки налоговых обязательств относительно уплаты налогов на доходы физических лиц, военного сбора и других выплат, которые начисляются физическому лицу при осуществлении ею трудовых отношений срок исковой давности – 2555 дней, то есть 7 лет.

 Но нововведения регулирующие сроки давности вступают в законную силу только с января 2021, они закреплены в ст. 102 Налогового кодекса Украины.

 Кроме вышеуказанного, в п.102.2 НКУ для применения санкций за нарушение других требований налогового законодательства, в том числе за декларирование налоговых обязательств, а также иного законодательства контроль которого возложен на контролирующие органы срок исковой давности составляет не более 1095 дней с дня совершение правонарушения.

 В случае если подано уточнения отсчета срока давности, то он будет начисляться со дня подачи, как и сейчас. Но провести проверку можно будет только в рамках представленных уточнений, что сейчас не указано в ст. 102 НКУ.

 Что касается местных налогов и сборов, по которым предусмотрена сдача годовой налоговой декларации, то контролирующий орган может самостоятельно определить сумму обязательств, но не позднее окончания 1095 дней, следующего за последним днем срока уплаты этих налогов.

Автор: Кристина Ворожбитова

Поделитесь в