menu
График работы

Пн-Пт: 09:30-18:00

Криминальная практика
Антикоррупционные мероприятия
Судебная практика
Правовая помощь
Государственная регистрация
Миграционные услуги
Недвижимость и строительство
Бухгатерский аутсорсинг
Налоговая практика
Семейная практика

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КОРРУПЦИИ В УКРАИНЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ И НОРМАТИВНЫЙ АСПЕКТ

 Введение. Коррупция является явлением, которое преследует человечество практически с момента возникновения первых, организованных с помощью определенных правил, форм его существования. Пустив корни во все сферы функционирования государства, коррупция способна поставить под угрозу существование экономической системы и гражданского общества, находящихся на этапе становления. Поэтому преодоление коррупции превращается в сложнейшую проблему [1].

 В Украине за последние годы она охватила всю вертикаль экономики, включая процессы принятия решений госаппаратом, функционирование бизнеса и жизнедеятельность домохозяйств, превратившись в острую проблему общества. Характерным для национальной экономики является формирование все более сложных по иерархическим построением коррупционных систем, создание и существование которых возможно только благодаря сращиванию государственно-властных и криминальных структур [2, с. 9].

 Высокий уровень коррупции в Украине (прежде всего в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и государственных предприятиях) является негативным явлением, которое системно обусловливает низкий уровень развития экономики в государстве, сложность в привлечении иностранных инвестиций, медленные темпы интеграции с Европейским Союзом. Кроме того, из-за того, что Государственный бюджет регулярно не получает значительные средства вследствие недостаточной эффективности мероприятий по предупреждению и противодействию коррупции, социальная защита государством уязвимых групп населения находится в крайне неудовлетворительном состоянии. Коррупция в виде неправомерного создания органами государственной власти и местного самоуправления преимуществ для отдельных субъектов предпринимательской деятельности, широкий усмотрению государственных органов при осуществлении контрольных мероприятий в значительной степени вредит также и развития частного сектора [3].

 Исследование феноменологии коррупции в Украине в историческом и нормативном разрезе служит основой для разработки эффективных мер ее преодоления.

 Обзор последних исследований. Проблема коррупции в целом и отдельно ее генезис на территории Украины были предметом научных исследований таких ученых как Г. Божок, С. Братков, В. Веклич, А. Волошенко, Л. Гулемюк, В. Гурковский, А. Качкын, Т. Качкын, а . Кирпичников, В. Костенко, Е. Невмержицкий, С. Рогульский, Л. Смирнова и другие. Однако к системному анализу заявленной к рассмотрению нами тематики их научные поиски обращены не были, а касались общих или смежных ей аспектов.

Изложение основных положений

 Борьбу с коррупцией приравнивают по сложности к борьбе с человеческими грехами. Она, по сути, и является комбинацией таких грехов как жадность, зависть, лень и неуемная жажда наслаждений. Мир устроен таким образом, что человеческие грехи и пороки невозможно уничтожить. Общество и каждый отдельный человек может только ограничить их до разумных пределов. Мораль, государство, этика, религия – те инструменты, с помощью которых и происходит это ограничение. Как только эти инструменты перестают работать, в обществе начинают рушиться цивилизационные основы взаимоотношений между гражданами и государством и появляется опасность возникновения социального хаоса. Поэтому одна из основных задач государства – это сдерживание пороков собственных граждан и не только идеологическими и воспитательными, но и репрессивными методами в рамках закона [4].

 Считают, что первые упоминания о коррупции на Руси появились в летописях XIII века. В частности, по этому поводу вспоминают Двинске уставную грамоту 1397-1398 годов, где содержится определение незаконного вознаграждения за осуществление официальных властных полномочий – «мздоимство», или «посулы». Согласно другой версии, «посулы» в качестве взятки определяется впервые в Псковской судной грамоте (1462-1471 г.). Во времена Ивана Грозного была введена смертная казнь за совершение действий аналогичных современном взяточничеству [5]. Сохранились свидетельства о казни дьяка, который помимо причитающегося ему вознаграждения получил еще и жареного гуся, что было начинено монетами [6; 7, с. 41].

 В Российской империи основой коррупции стала система так называемого местничества. Характерной чертой данной системы организации власти на местах было, в частности, то, что большинство государственных чиновников того времени не получали денежных выплат от государства, а жили исключительно за счет средств посетителей. Кроме того, назначение на должность происходило в соответствии с иерархией боярских фамилий, без учета личных деловых качеств будущего чиновника. Таким образом, образовался корпоративно-замкнутый слой населения, заинтересован в использовании властных полномочий для достижения корыстных собственных или групповых целей, в свою очередь, способствовало распространению коррупции. В период правления Иване IV взяточничество, за «Судебником» 1550 года, было окончательно признано уголовным преступлением. Но, как отмечает М. Карамзин, законом взяточничество хотя и каралось, но чиновники постоянно совершенствовали способы получения взяток от посетителей. Челобитчик, входя в судьи, клал деньги перед образами, будто на свечи. Только в день Светлого Воскресения разрешалось судьям и чиновникам яйцом принимать дар и несколько десяток. Не уничтожила корни коррупции и реформа, проведенная в 50-х годах ХVИ века, благодаря которой было установлено должностные оклады лицам, находившимся на государственной службе [5; 7, с. 41].

 В Конституции гетмана Войска Запорожского П. Орлика 1710 года коррупция упоминается как явление, которое губительно действует на весь государственный строй. В ней также приводится перечень коррупционных действий и подчеркивается необходимость борьбы с ними [8, с. 19].

 В Запорожской Сечи Большой экстрадинационный Совет в своем приговоре от 23 декабря 1764 года отметил, что согласно военным уставом атаманам и старшинам запрещается на личные нужды использовать военную казну под страхом «смертного штрафа». А в случае, если атаман куреня ведет себя “не исправно», или потакает ворам, он подлежит наказанию и в следующий раз не может быть избран атаманом» [7, с. 42; 9, с. 70].

 Именно взяточничество было одним из самых распространенных преступлений в дореволюционной России. Преступниками считались как «взяточник», так и «взяткодатель». Отдельным видом взяточничества было также вымогательство денег и подарков за действия, касающиеся службы виноватого. Революция, которая состоялась якобы с целью решения социальных проблем, вызвала еще больший рост взяточничества. Жесточайшие репрессии и уничтожение целых поколений бюрократических элит, наркомов и председателей сельских советов не помогли. Во времена Советского Союза круг лиц, которые имели разрешение злоупотреблять властью, было довольно незначительным, информация в этом скрывалась от народа и была дозированной [10]. В 1950-1980-х гг. В коррупционных началах происходило сращивание партийно-советской и чекистской элит, особый размах это явление достигло в национальных республиках [2, с. 12].

 В таких условиях национальная антикоррупционная система Украины трансформировалась в олигархическую модель с реализацией ответственности по клановому принципу «свой – чужой» [11, с. 65]. К сожалению должны констатировать, что в Украине идея построения правового демократического государства уступила место коррупционном прагматизма и приспособлению, повлекших буквально разгул коррупции в сфере государственного управления [12; 13, с. 114].

 Исходя из изложенного, не удивляет тот факт, что абсолютное большинство энциклопедий и словарей советской эпохи, которые толкуют термин «коррупция», акцентируют на том, что явление коррупции характерно и присуще буржуазному государству и обществу, в котором происходит эксплуатация человека человеком, государственный аппарат подчиняется монополиям и для нее заложены условия в самой экономической и политической системах капиталистического общества [2, с. 12].

 Стоит отметить, что за годы независимости Украины законодательное определение понятия «коррупция» деформировалось и стало шире. Так, в Законе Украины «О борьбе с коррупцией» от 5 октября 1995 года [14] в статье 1 коррупция определяется как деятельность лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, направленная на противоправное использование предоставленных им полномочий для получения материальных благ, услуг, льгот или других преимуществ [8, с. 18].

 Впоследствии, 24 апреля 1998 г. был принят Указ Президента Украины 367/98 «О Концепции борьбы с коррупцией на 1998-2005 годы» [15], который предусматривал, что коррупция составляет совокупность разных по характеру и степени общественной опасности, но единых по своей сути коррупционных деяний, других правонарушений (уголовных, административных, гражданско-правовых, дисциплинарных), а также нарушений этики поведения должностных лиц, связанных с совершением этих деяний.

 В то же время в приложении 2 «Определение терминов и понятий» приказом Главного управления государственной службы Украины (94 от 30 ноября 2001 года «О дополнении к Справочник типовых профессиональных характеристик должностей государственных служащих») определено, что коррупция – это злоупотребление служебным положением, прямое использование должностным лицом прав и полномочий в целях личного обогащения; продажность общественных и политических деятелей, работников управленческих органов [8, с. 18; 16; 17].

 Соответственно в течение длительного времени у граждан и населения Украины укоренилась мысль, что коррупция присуща только чиновникам и только чиновники совершают коррупционные деяния. Такое законодательное формулировка термина «коррупция» способствовало распространению и закреплению этого стереотипа мышления [18].

 Несколько улучшилась ситуация с принятием Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» 11 июня 2009 года 1506-VI. В данном документе определялась коррупция как использование лицом предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей с целью получения неправомерной выгоды или принятия обещания / предложения такой выгоды для себя или других лиц или соответственно обещание / предложение или предоставление неправомерной выгоды такому лицу или по его требование другим физическим или юридическим лицам с целью склонить это лицо к противоправному использованию предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей [19].

 В свою очередь, в новом Законе Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции», который вступил в силу 1 января 2011 года, рассматриваемый термин трактуется как использование лицом, указанным в части первой статьи 4 настоящего Закона, предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей с целью получения неправомерной выгоды или принятия обещания / предложения такой выгоды для себя или других лиц или соответственно обещание / предложение или предоставление неправомерной выгоды лицу, указанному в части первой статьи 4 настоящего Закона, или по его требованию другим физическим или юридическим лицам с целью склонить это лицо к противоправному использованию предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей [20].

 Уточним, что в части первой статьи 4 настоящего Закона говорилось о лицах, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, например, Президент Украины, Председатель Верховной Рады Украины, его Первый заместитель и заместитель, Премьер-министр Украины, народные депутаты Украины, государственные служащие, должностные лица местного самоуправления; военные должностные лица Вооруженных Сил Украины и других образованных в соответствии с законами военных формирований; должностные и служебные лица органов прокуратуры, Службы безопасности Украины, дипломатической службы, таможенной службы, государственной налоговой службы [20] и др.

 Сейчас действует Закон Украины от 14.10.2014 года 1700-VII «О предотвращении коррупции», в котором явление коррупции трактуется как использование лицом, предоставленных ему служебных полномочий или связанных с ними возможностей с целью получения неправомерной выгоды или принятия такой выгоды или принятия обещания / предложения такой выгоды для себя или других лиц или соответственно обещание / предложение или предоставление неправомерной выгоды лицу или по его требованию другим физическим или юридическим лицам с целью склонить это лицо к противоправному использованию предоставленных ему служебных полномочий или связанных с ними возможностей [21].

 В статье 3 определены субъекты, на которых распространяется действие этого Закона. В частности, установлено, что кроме представителей властных полномочий в публичной сфере, в их число также отнесены кандидатов в народные депутаты Украины и лиц, постоянно или временно занимают должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или специально уполномоченные на выполнение таких обязанностей в юридических лицах частного права независимо от организационно-правовой формы, а также другие лица, не являющиеся должностными лицами и которые выполняют работу или предоставляют услуги в соответствии с договором с предприятием, учреждением, организацией – в случаях, предусмотренных этим Законом [21].

 Несмотря на смежное трактовки данного явления во всех анализируемых актах, большинство ученых считает, что однозначно определить данный термин невозможно, поскольку «коррупцию легче распознать, чем определить». Нет четко определенного исчерпывающего круга действий, которые признаются таковыми ( «концепция уместности»). Кроме того, определение понятия «коррупция» существенно осложняется чрезвычайно большой диверсификацией этого явления, то есть разнообразием его проявлений и форм [22, с. 67].

 Следует констатировать, что в последние годы в Украине заложено нормативный базис и создан институты, которые при наличии достаточной политической воли могут дать реальный результат в масштабной противодействия коррупции как на уровне превенции, так и на уровне наказания за коррупционные правонарушения. Впрочем, как показывают результаты социологических опросов и оценки со стороны международных организаций, приложенные органами власти Украины усилия не произвели существенного положительного эффекта в направлении уменьшения коррупционных проявлений в обществе и в деятельности государственных органов. В частности, потому, что большинство из выполненных мероприятий касалась разработки и принятия законодательных актов, образование новых антикоррупционных институтов и обеспечения начала их полноценной деятельности [3].

Выводы

 Все вышеизложенное дает возможность сформулировать вывод, согласно которому коррупция – явление субъективного проявления, которое с давних времен считалось фактором социального хаоса.

 На территории Украинского государства, в историческом разрезе, коррупционные действия осуждались, однако это не говорит об отсутствии их проявлений. В основном к коррупционерам применялись репрессивные меры, в частности такие как смертная казнь, различные наказания, в том числе и лишение права занимать руководящую должность в дальнейшем, а также другие ограничительные меры.

 За годы независимости было принято несколько специализированных актов в исследуемой сфере. Сейчас термин «коррупция» используется в качестве:

1) противоправных действий уполномоченного субъекта с целью получения неправомерной выгоды для себя или своих близких, склоняя других лиц к совершению какого-либо действия;

2) самостоятельное неправомерное использование своего служебного положения для получения определенных благ как для себя, так и в пользу заинтересованных лиц;

3) действия, направленные на склонение уполномоченного лица к неправомерному использованию своих служебных возможностей.

 Однако, нормативного закрепления признания факта коррупции недопустимым, аморальным и негативным общественным явлением недостаточно для его искоренения из сознания украинский как допустимое по мере конкретной жизненной необходимости. Следовательно, основным способом его преодоления является массовая просветительская работа публичных и частных представителей публичной администрации ориентирована на формирование общественного правосознания в соответствии с антикоррупционных стандартов.

Автор: Андрей Приходько

адвокат, кандидат юридических наук

X
Хотите перезвоним вам за
2 минуты ?
Перезвоните