menu
График работы

Пн-Пт: 09:30-18:00

Криминальная практика
Антикоррупционные мероприятия
Судебная практика
Правовая помощь
Государственная регистрация
Миграционные услуги
Недвижимость и строительство
Бухгатерский аутсорсинг
Налоговая практика
Семейная практика

ЕВРОИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В УКРАИНЕ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

 Европейская интеграция на современном этапе – это магистральное направление развития континента, который определит ситуацию в самой Европе в третьем тысячелетии, так и ее место в мире. Со времени своего основания в 1957 г. (ЕЭС, а сам ЕС – 1991) Европейский Союз постепенно превратился в один из самых мощных политических и финансово-экономических центров современного мира, ключевой компонент новосозданной архитектуры европейской безопасности, ядро ​​системы европейским стандартам.

 Европейский Союз объединяет страны на основании более тесного объединения на основе общих экономических, политических и социальных целей. Страны Союза твердо исповедуют сбалансированный и устойчивый, социальный и экономический прогресс. Это достигается путем создания пространства без внутренних границ, укрепления экономической и социальной интеграции и образования экономического и валютного союза. Создание единого рынка для 500 млн. европейцев, что обеспечивает свободное перемещение людей, товаров, услуг и капитала.

 Курс на европейскую интеграцию является сознательным выбором Украины, ее граждан и публичной власти. Внешнеполитические ориентиры страны должны мобилизовать украинское общество и власть, тем самым способствовать укреплению национальной безопасности, ее суверенитета и территориальной целостности, что на данном этапе развития государственности является крайне актуальным.

 Итак, целью данной статьи является анализ становления и развития евроинтеграционных процессов Украины и их состояние в сегодняшних условиях.

 Обзор последних исследований. К вопросу о проблемах и перспективах европейской интеграции Украины обращали свои научные взгляды многочисленные ученые, что объясняется межотраслевой спецификой данной проблематики. В частности, отдельные ее аспекты нашли свое отражение в трудах таких ученых как: А. Багатеренко, Е. Головаха, И. Дахно, О. Кондратец, А. Ковалева, А. Магазова, Н. Осадчая, Ю. Паланик и другие.

 Однако, заявленная к рассмотрению нами тематика непосредственным объектом их научных поисков ни была, а касалась смежных правовых вызовов.

 Изложение основных положений. В исторической ретроспективе, намерение вступить в Европейский Союз в Украине появился после ее выхода из Советского Союза. Очевидно, такова историческая судьба Украины – ей отнюдь не удается избежать Союза – то Советского, то Европейского.

 Отечественная самоидентификация как европейского государства была задекларирована 5 декабря 1991 года в обращении Верховной Рады Украины «К парламентам и народам мира» в связи с подтверждением на референдуме Акта провозглашения независимости Украины. Цель Украинского государства, которая заключалась в сотрудничестве с ЕС и получении в перспективе членства в ЕС, получила законодательное закрепление в постановлении Верховной Рады Украины «Об основных направлениях внешней политики Украины» от 2 июля 1993 года. В ней отмечалось, что «перспективной целью украинской внешней политики является членство Украины в Европейском Содружестве… С целью поддержания стабильных отношений с Европейским Сообществом, Украина заключит с ними Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, осуществление которой, станет первым этапом продвижения к ассоциированному, а впоследствии – к полному членству в этой организации». Кроме того, в Законе Украины «Об основах национальной безопасности Украины» от 19 июня 2003 года (с изменениями, внесенными Законом Украины «Об основах внутренней и внешней политики» от 1 июля 2010 года) речь шла о «членстве в Европейском Союзе при сохранении добрососедских отношений и стратегическом партнерстве с Российской Федерацией, другими странами Содружества Независимых Государств, а также, с другими государствами мира».

 Основной задачей Украины было (да и есть в настоящее время) возврат к европейскому цивилизационному пространству, от которого она отошла через исторические события XVII века. (Переяславская рада и заключения мартовских статей). Специфическое геополитическое положение и история длительного сотрудничества с европейскими странами обуславливают заинтересованность Украины в активном участии в интеграционных процессах на европейском континенте. К стратегических интересов Украины в Европе относятся необходимость модернизации отечественного производства, возможность овладения наукоемкими технологиями, замена инерционного индустриального развития на инновационный. Для Украины движение в направлении европейской интеграции – это вопрос эффективности ее включения в существующую систему распределения функций и ролей в современной мировой экономической и политической системе. Активизация интеграционных процессов означает также более интенсивное включение Украины в международное сотрудничество по урегулированию конфликтов и противодействия новейшим угрозам международной безопасности.

 Безусловно, начало Восточного партнерства привело к разграничению внешнеполитических подходов ЕС к отношениям с южными и восточными соседями ЕС, которые до этого находились в одинаковых условиях Европейской политики соседства. С точки зрения Украины это был шаг в правильном направлении, поскольку восточные соседи являются европейскими государствами и могут претендовать на членство в ЕС при условии достижения соответствующих критериев.

 Отметим, что в мае 2009 года Европейский союз объявил о создании инициативы «Восточное партнерство», основная цель которой заключалась в сближении с шестью странами, бывшими республиками Советского Союза. Кроме Украины, в этой платформы вошли также Азербайджан, Беларусь, Армения, Грузия и Молдова. Каждая из этих стран в то время по-разному была готова к углубленной интеграции – это касалось не только уровня экономического развития государств, но и поддержки демократических институтов и прав человека. ЕС, декларируя свои намерения расширения на восток, в рамках своей политики добрососедства стремился к поддержанию стабильности в этих государствах, в частности тех, которые имеют общие с ним границы. Цель «Восточного партнерства», очевидно, не ограничивалось только экономической интеграцией и проведением реформ в этих странах, но и способствовало политическому сближению стран Восточной Европы с ЕС. Суть такого партнерства заключалось также в финансовой помощи ЕС в проведении необходимых экономических и политических реформ, которые впоследствии должны были привести к подписанию Соглашения об ассоциации с ЕС.

 Как следствие, подписание Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС произошло в 2 этапа:

I) 21 марта 2014 года во время Внеочередного Саммита Украина – ЕС было подписано политическую часть Соглашения и Заключительный акт саммита, которые от имени Украины подписал Премьер-министр Яценюк. В частности, подписаны Преамбула, Статья 1, Разделы I «Общие принципы», II «Политический диалог и реформы, политическая ассоциация, сотрудничество и конвергенция в сфере внешней и безопасной политики» и VII «Институциональные, общие и заключительные положения» Соглашения. На Саммите Украинской Стороной также было сделано заявление, что обязательства Украины, вытекающих из статьи 8 Соглашения об ассоциации относительно ратификации Римского статута Международного уголовного суда 1998 года будут выполнены после внесения соответствующих изменений в Конституцию Украины;

II) 27 июня 2014 года в ходе заседания Совета ЕС Президентом Украины П.Порошенко и руководством Европейского Союза и главами государств и правительств 28 государств – членов ЕС было подписано экономическая часть Соглашения – Разделы III «Юстиция, свобода и безопасность», IV «Торговля и вопросы, связанные с торговлей », V «Экономическое и отраслевое сотрудничество» и VI «Финансовое сотрудничество и положения по борьбе с мошенничеством», которые вместе с остальным текстом Соглашения составляют единый документ.

 16 сентября 2014 года Верховная Рада Украины и Европейский Парламент синхронно ратифицировали Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС, которое сейчас именуется соглашением об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами членами, с другой стороны.

 Этим документом создается ассоциация между участниками договора для:

1) содействие постепенному сближению сторон, основываясь на общих ценностях и тесных привилегированных связях, а также углубляя связь Украины с политикой ЕС и ее участие в программах и агентствах;

2) обеспечение необходимых рамок для усиленного политического диалога во всех сферах, представляющих взаимный интерес;

3) содействие, хранение и укрепление мира и стабильности в региональном и международном измерениях в соответствии с принципами Устава ООН и Хельсинкского заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 году, а также целей Парижской хартии для новой Европы 1990 года;

4) введение условий для усиленных экономических и торговых отношений, которые будут вести к постепенной интеграции Украины во внутренний рынок ЕС, в том числе благодаря созданию углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли и поддерживая усилия Украины относительно завершения перехода к действующей рыночной экономики, в том числе путем постепенной адаптации ее законодательства к acquis ЕС;

5) усиление сотрудничества в сфере юстиции, свободы и безопасности в целях обеспечения верховенства права и уважения прав человека и основных свобод;

6) введение условий для все более тесного сотрудничества в других сферах, представляющих взаимный интерес.

 Кстати, Соглашение об ассоциации по своему объему и тематическим охватом является крупнейшим международно-правовым документом за всю историю Украины и крупнейшим международным договором с третьей страной, когда-либо заключенным Европейским Союзом. Она определяет качественно новый формат отношений между Украиной и ЕС на принципах «политической ассоциации и экономической интеграции» и служит стратегическим ориентиром системных социально-экономических реформ в Украине. Предусмотрена Соглашением углубленная и всеобъемлющая зона свободной торговли между Украиной и ЕС будет определять правовую базу для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, частично рабочей силы между Украиной и ЕС, а также регуляторного приближения, направленного на постепенное вхождение экономики Украины в общий рынок ЕС.

 Интересно, что в рамках Соглашения предусмотрены институты гражданского общества такие, как Платформа гражданского общества, аналогов которой нет ни в одной другой международной сделке как в опыте Украины, так и в опыте ЕС и Консультативная группа по устойчивому развитию (ст. 299 Соглашения).

 В частности украинская сторона Платформы гражданского общества Украина – ЕС является частью данной платформы созданная в соответствии со ст. 469470 Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Платформа гражданского общества является органом, который состоит из представителей гражданского общества Украины с одной стороны и членов Европейского экономического и социального комитета – с другой. Это один из четырех органов Ассоциации рядом с Советом ассоциации, Комитетом ассоциации и парламентским комитетом ассоциации. И если первые представляют правительство и парламент, то Платформа создана с целью обеспечения надлежащей роли общественности в процессе выполнения Соглашения об ассоциации. Она может давать рекомендации Совету ассоциации. Комитет ассоциации и Парламентский комитет ассоциации должны осуществлять регулярные контакты с представителями Платформы гражданского общества с целью получения их мнения по достижению целей Соглашения.

 В свою очередь, совещательная группа по вопросам устойчивого развития – это команда экспертов отраслей экономики Украины, что работает для грамотного, сознательного построения всех евроинтеграционных реформ, от планирования до мониторинга и оценки. Она создана с учетом критериев, применяемых при формировании Консультативной группы европейской стороны. Сегодня в ее состав входит около трех десятков организаций, а сама Группа открыта к диалогу и вступления новых членов.

 Кроме активного привлечения общественности к вопросам евроинтеграционных процессов Соглашением предусмотрен ряд других требований для Украины.

 В частности в Правительственном Плане мероприятий по выполнению Соглашения об ассоциации устанавливаются четкие сроки и ответственность органов власти за выполнение конкретных задач по выполнению Соглашения. Утвержденный Правительством специальный План мероприятий разработан Правительственным офисом координации европейской и евроатлантической интеграции вместе с Минэкономразвития и другими министерствами, имеет целью повысить эффективность координации и продвижения евроинтеграционного процесса. Это масштабный документ объемом 1199 страниц. В нем сформулированы 1943 задачи, охватывающие 27 сфер. При выполнении заданий ответственные 106 органов власти Украины. Каждое из этих задач соответствует отдельной статье Соглашения или имплементирует определенные нормы права (Acquis) Европейского Союза.

 В качестве примера, к числу задач, которые необходимо выполнить Украине относятся:

  • создание правовых предпосылок для начала реформы местного самоуправления и территориальной организации власти;
  • принятие базовых законов по реформированию системы государственной службы и службы в органах местного самоуправления;
  • гармонизация избирательного законодательства путем его кодификации;
  • утверждение концепции реформы СБУ;
  • совершенствование системы государственного экспортного контроля;
  • реформирования процедуры отмены депутатской неприкосновенности;
  • присоединение Украины к Расширенному частичному соглашению Совета Европы о создании Группы по сотрудничеству в борьбе против злоупотребления наркотиками и их незаконным оборотом (Группа помпы);
  • развитие инфраструктуры для приема и содержания иностранцев и лиц без гражданства, незаконно находящихся в Украине;
  • включение в профессиональные программы, программ краткосрочных семинаров, тренингов по повышению квалификации государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления, модулей по изучению положений Конвенции ООН о правах инвалидов;
  • совершенствование антидискриминационного законодательства в части противодействия множественной дискриминации, и многие другие.

 Отдельно отмечается проблема отсутствия нулевой терпимости к коррупционным проявлениям, что вызывает массовое ее распространение. Международное сообщество обеспокоено таким положением вещей и предлагает Украине ряд модернизаций, обязательно необходимых для внедрения.

 Тем не менее, многие вопросы до сих пор не решены, несмотря на то, что соглашение официально вступило в силу с 1 сентября 2017 года.

 Особенно если учесть, что положение об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли временно применяется с 1 января 2016 года, то, в соответствии с предусмотренными в Соглашении графиков, по состоянию на начало 2019 года Украина уже должна выполнить обязательства, как минимум в 4-х секторах. Соответственно, уже должны быть созданы условия для принятия решений ЕС об интеграции Украины во внутренний рынок в этих секторах, а именно:

  • заключение Соглашения об оценке соответствия и принятия промышленной продукции (ACAA);
  • присоединение Украины к двум таможенным конвенциям;
  • предоставление режима внутреннего рынка для почтовых и курьерских услуг;
  • частичного открытия рынка государственных закупок.

 То есть, «Европейское» будущее Украины все еще остается Фата-Моргана, несмотря на давно провозглашенный руководством государства курс на евроинтеграцию. И хотя на пути к объединенной Европе Украинским государством уже многое сделано, но этого не достаточно для того, чтобы в ближайшем будущем стать полноценной страной-членом ЕС. Украина должна продемонстрировать реальные успехи в политической, социально-экономической модернизации общества, тем самым зарекомендовать себя как авторитетное, мощное и конкурентоспособное государство.

 ➤ Выводы:

 Все вышеизложенное дает возможность сформулировать вывод, согласно которому европейская интеграция – это динамичный, непрерывный процесс развития национального законодательства в русле политических, социальных и финансово-экономических преобразований на основе сложившихся стандартов обеспечения мира, безопасности, ресурсного сбалансирования в рамках «единой территории» – европейском цивилизационном пространстве.

 Попытки Украины быть полноценным членом ЕС датируются от начала провозглашения ее независимой и продолжаются по сей день, ведь подписание Соглашения об ассоциации не гарантирует вступления Украины в ЕС. В стране до сих пор не решен ряд проблемных вопросов почти во всех сферах, что, в свою очередь, тормозит имплементацию общественных и экономических ценностей ЕС.

Автор: Андрей Приходько

адвокат, доктор юридических наук

управляющий партнер юридической компании Приходько и партнеры 

X
Хотите перезвоним вам за
2 минуты ?
Перезвоните