menu
График работы

Пн-Пт: 09:30-18:00

Криминальная практика
Антикоррупционные мероприятия
Судебная практика
Правовая помощь
Государственная регистрация
Миграционные услуги
Недвижимость и строительство
Бухгатерский аутсорсинг
Налоговая практика
Семейная практика

Эффективность мониторинга образа жизни и проверки Е-Деклараций субъектов декларирования

Андрей Приходько принял участие в Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы правовой политики Украины в условиях Европейской интеграции», которая состоялась 31 марта – 1 апреля 2017 года на базе Одесского национального морского университета.

Управляющий партнер «PRIKHODKO & PARTNERS» подчеркнул, что в соответствии со ст. 51 Закона Украины «О предотвращении коррупции» Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (далее – НАЗК) осуществляет выборочный мониторинг образа жизни субъектов декларирования с целью установления соответствия их уровня жизни имеющимся у них и членов их семьи имущества и полученным ими доходам согласно декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, подается соответствии с настоящим Законом. Мониторинг образа жизни субъектов декларирования осуществляется НАЗК на основании информации, полученной от физических и юридических лиц, а также из средств массовой информации и других открытых источников информации, содержащей сведения о несоответствии уровня субъектов декларирования задекларированным ими имуществу и доходам. Мониторинг образа жизни осуществляется с соблюдением законодательства о защите персональных данных и не должен предусматривать чрезмерного вмешательства в право на неприкосновенность личной и семейной жизни лица.

Анализ норм Закона Украины «О предотвращении коррупции» дает возможность говорить, что цель указанного закона – это создание условий для субъектов декларирования, при которых каждый кто соответствии с законом обязан декларировать свои доходы будет такой уровень жизни, который будет полностью соответствовать его официальным доходам.

Анализ методов направленных на достижение указанной цели изложены в Порядке проведения проверок НАЗК и Порядка проведения контроля и полной проверки декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления дает возможность говорить об основных недостатках, не позволит в полной мере достичь цели Закона Украины «О предотвращения коррупции».

Методика осуществления проверок декларации, которая изложена в п 2-4 Порядка проведения контроля и полной проверки декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, предусматривает, что полная проверка декларации включает следующие действия:
  • анализ сведений об объектах декларирования (объекты недвижимости; объекты незавершенного строительства (в том числе информация о собственника или пользователя земельного участка); ценное движимое имущество (кроме транспортных средств); ценное движимое имущество – транспортные средства; ценные бумаги; другие корпоративные права, юридические лица, конечным бенефициарным владельцем (контроллером) которых субъект декларирования или члены его семьи; нематериальные активы; доходы, в том числе подарки, денежные активы, финансовые обязательства; расходы и сделки субъекта декларирования; должности или работы по совместительству субъекта декларирования; членство субъекта декларирования в объединениях (организациях) и вхождения в их органов), указанные в декларациях субъекта декларирования, и их сравнение с данными из реестров, баз данных, других информационно-телекоммуникационных систем государственных органов, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, могут содержать информацию об объектах декларирования, которые должны отражаться в декларации;
  • создания, сбора, получения, использования информации, необходимой для полной проверки декларации с использованием источников информации, определенных пунктами 8-11 настоящего раздела;
  • направление Национальным агентством соответствующему субъекту декларирования письмо с предложениями предоставить письменные объяснения и/или копии подтверждающих документов и рассмотрение и учет предоставленных им объяснений и/или копий подтверждающих документов при проведении полной проверки декларации в порядке и на условиях, определенных пунктом 12 этого раздела.

Анализ изложенного свидетельствует, что методика проведения проверки заключается в том, чтобы осуществить логический и арифметический анализ сведений зафиксированных в декларации и сведений, содержащихся в других базах данных, и в случае несоответствия направить письмо в субъекта декларирования и получить объяснение обнаруженного несоответствия.

Указанная методика никоим образом не даст гарантий того, что фактический уровень жизни субъекта декларирования соответствует тем сведениям, которые занесены в базы данных, в том числе и к Е-декларации.

Например, чиновник пользуется автомобилем, который не задекларированы. Проверка сведений покажет, что автомобилем владеет другое лицо, не являющееся субъектом декларирования. В объяснениях субъект декларирования укажет, что разово пользовался автомобилем.

Аналогично с жильем. Например, субъект декларирования отмечает, что он арендует квартиру, при этом стоимость аренды не превышает размера официальных доходов. Однако, фактическая аренда составляет значительно больше, а между арендатором и субъектом декларирования существует договоренность, об оплате частями (часть официально, а части нет). Предоставлены субъектом декларирования объяснения, не будут соответствовать действительности, при этом исключат основания для привлечения последнего к ответственности.

Достичь поставленной цели возможно только путем проведения проверок фактического уровня.

Порядок проведения проверок в НАЗК утвержден, однако в соответствии с п. 3 указанного Порядка объектами проверки являются государственные органы, органы власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица, в том числе политические партии.

Указанный Порядок не распространяется на всех субъектов декларирования, то есть НАЗК не имеет права осуществить проверки государственного чиновника за место его проживания.

С одной стороны это логично, ведь ст. 30 Конституция Украины гарантирует каждому неприкосновенность жилья, указав, что не допускается проникновение в жилище или другое владение лица, проведение в них осмотра или обыска иначе как по мотивированному решению суда.

Вместе с тем, ст. 233 Уголовно-процессуального кодекса Украины, отмечает, что никто не имеет права проникнуть в жилище или другое владение лица с любой целью, иначе как только по добровольному согласию лица, ими владеет.

То есть проникновение в жилище и проведения его осмотра с целью установления соответствия его стоимости задекларированным данным, возможно и не противоречит законам Украины при наличии добровольного согласия лица.

Лицо, которое поступает на государственную службу, а следовательно становится субъектом декларирования должна осознавать, что образ его жизни с момента принятия ее на государственную службу должен полностью соответствовать официальным доходам, который она получает за счет заработной платы или иного задекларированного источника.

В связи с чем, образ жизни должен быть открытым для НАЗК и других уполномоченных законом субъектов осуществления мониторинга образа жизни.

Таким образом, считаем, что каждый человек приобретая статус субъекта декларирования должна предоставить письменное согласие на проникновение в ее жилья с целью проверки способа и уровня жизни лица со сведениями, которые она декларирует.

Наличие такого согласия не нарушать гарантированные Конституцией права граждан и позволит в законном порядке осуществлять проверки жилья и другого имущества на соответствие их информации, содержащейся в декларациях.

Фактическое не предоставление субъектом декларирования доступа к жилью, при наличии письменного согласия на проникновение и осмотр жилья, должно оформляться соответствующим актом с видео-фиксацией и быть прямым основанием для освобождения субъекта декларирования.

Вместе с тем, лицо осознавая возможность такой проверки и ее последствия (дисциплинарная, административная, уголовная ответственность) не позволит себе декларировать недостоверные сведения или откажется от государственной службы.

При таких условиях, основная идея предотвращения коррупции – полное и объективное декларирование, а также отсутствие любого неофициального дохода субъектов декларирования, имеет право на существование.

X
Хотите перезвоним вам за
2 минуты ?
Перезвоните