Приходько Андрей Анатольевич, принял участие в Комитете Верховной Рады Украины по вопросам предотвращения и противодействия коррупции.

05.10.2016 состоялось заседание Комитета Верховной Рады Украины по вопросам предотвращения и противодействия коррупции (ул. Садовая, 3-а, зал заседаний № 330). На повестке дня, среди прочего, обсуждался проект Закона Украины о защите обличителей и раскрытия информации о вреде или угрозу общественным интересам (рег. № 4038, субъект права законодательной инициативы – народные депутаты Украины Залищук С.П., Лещенко С. А. и другие).

­По результатам заседания указанного Комитета, Приходько Андрей отмечал, что статус обличителей коррупции – это симбиоз правосубъектности гражданина и человека предусмотрен Конституцией Украины и специальной правосубъектности приобретенной таким человеком в случае разоблачения коррупции и приобретения особого статуса обличителя в соответствии с антикоррупционного законодательства.

Викривачи коррупции, как одна из составляющих общегосударственного механизма предотвращения и борьбы с коррупцией, должна стать одной из самых действенных. Несмотря на реформаторские инициативы в инснуючих правоохранительных органах и создание новых антикоррупционных органов (Национальное антикоррупционное бюро, Специализированная антикоррупционная прокуратура, Национальное агентство по вопросам предотвращения корпуции), состояние коррупции в стране находится на высоком уровне. Правоохранительные органы сегодня не могут охватить все сферы общественной жизни и экономико-политические сферы в которых происходят коррупционные действия. Это связано не только с низкими показателями работы правоохранительных оргнаха, но и из участием самих граждан в коррупции и восприятием ее как нормального социального процесса в украинских реалиях.

Именно поэтому, государство с целью морального и материального поощрения общественности на борьбу с коррупцией, должна усовершенствовать правовой статус обличителей коррупции. При этом, правовой статус обличителей коррупции должен характеризоваться материальным поощрением последних, социальным признанием и государственным содействием, максимальную поддержкой обличителей коррупции правоохранительными оргнамы, и конечно обеспечением защиты и безопасности.

В пояснительной записке к указанному законопроекта утверждается, что реальную защиту обличителей может гарантировать только отдельный специальный закон, который создаст действенный механизм для распространения общественно необходимой информации. Именно такая тенденция господствует последние 15 лет в мире – специальные законы действуют в более чем 30 странах мира, в частности, в Австралии, Великобритании, Косово, Южной Кореи, Румынии, Сербии, ЮАР и Японии. В странах, где функционирует закон о защите обличителей информации, пища более безопасна, вода – чище, деньги налогоплательщиков тратятся прозрачно и рационально, а корпорации действуют ответственно.

Например, в 2012 году, через год после принятия специального закона по защите обличителей в Южной Корее, правительство вернуло в бюджет около 10 млн долларов в результате 40 дел, возбужденных по информации обличителей. Благодаря обличителям информации, США вернули 35 млрд долларов в виде штрафов, утерянных и украденных денег налогоплательщиков с 1986 года.

Именно поэтому обличители является единственным надежным путем узнать информацию о злоупотреблениях со стороны власти. Вместе с тем, раскрывая информацию, если она свидетельствует о коррупционных действиях или злоупотребления со стороны чиновников, обличители подвергаются опасности, поскольку они рискуют карьерой, личной благосостоянием и даже жизнью ради разоблачения коррупции и других общественно опасных деяний.

Указанный проект Закона расширил дефиницию «обличитель», так в частности в этом Законе срок обличитель употребляется в таком значении – физическое лицо, при наличии обоснованного убеждения, что информация является достоверной, раскрыла, или осуществила подтвержденную реальными действиями попытку раскрыть информацию о вреде или угрозу общественным интересам со стороны других лиц, если такая информация стала ему известна в связи с ее трудовой, профессиональной, хозяйственной, общественной, научной деятельностью, прохождением ею службы или учебы или ее участием в предусмотренных законодательством процедурах, которые являются обязательными для начала такой деятельности, прохождения службы или обучения. Однако, определение понятия «обличитель» таким образом не совсем верным, ведь если лицо получило информацию о коррупции не в связи с их трудовой, профессиональной, хозяйственной, общественной, научной деятельностью, прохождением службы или учебы или ее участием в предусмотренных законодательством процедурах, которые являются обязательными для начала такой деятельности, прохождения службы или обучения, а например случайно получила информацию о коррупции, то она, исходя из указанной дефиниции, не признается обличителем.

Абсолютной новеллой является положение ст. 15 указанного проекта Закона, согласно которой в случае, если в результате совершенного раскрытия информации о вреде или угрозу общественным интересам в бюджет возвращены средства, обличителю выплачивается денежное вознаграждение в размере 10 процентов видповернутих средств.

Указанная норма носит прогрессивный характер. Для целого ряда антикоррупционных праватних и общественных структур наличие такой нормы в законодавста позволит получать значительные средства, что может привести к определенным недоразумениям. Например, в случае сообщения об одном и том же факт разными обличителями, каким образом здийснююеться распределение выплаты 10 процентов, и опять же таки, достаточно просто сообщить заявлением о коррупции, необходимо способствовать дальнейшими действиями с целью вставновлення состава преступления и фактического возврата средств в бюджет или в случае выявления факта не вывод из бюджета средств и их возврата, а предложение неправомерной выгоды (ст. 369 УК Украины) – происходит не возврат средств в бюджет, а его наполнение за счет взимания суммы, предлагалась в доход государства.

Вместе с тем, положительным является то, что Законопроектом планируется установить: гарантии защиты обличителей от незаконного увольнения, привлечения к дисциплинарной ответственности, других негативных мер воздействия и дискриминационных мер; права обличителя (на конфиденциальность и анонимность при раскрытии информации о вреде или угрозу общественным интересам, на возмещение ущерба, на обеспечение безопасности, на получение информации); гарантии открытости информации о сотрудничестве с обличителями, соблюдения их прав и защиту.

Законодательная инициатива, по определению правового статуса обличителей в Украине, как отдельного институционального элемента конституционно-правового механизма предотвращения копуции в Украине однозначно положительным шагом в сфере борьбы с коррупцией, но пока еще нуждается в доработке.

Поделитесь в