МЕТОДЫ ОБХОДА СИСТЕМЫ PROZORRO

В преамбуле Закона Украины «О публичных закупках» № 922-VIII от 25.12.2015 г. указанная благородная цель, а именно: обеспечение эффективного и прозрачного осуществления закупок, создание конкурентной среды в сфере публичных закупок, предотвращение проявлений коррупции в этой сфере, развитие добросовестной конкуренции.

Все центральные органы исполнительной власти, а также субъекты отдельных сфер хозяйствования согласно Закону Украины «О публичных закупках», с 1 апреля 2016 года осуществляют закупки только через систему электронных торгов на авторизованных электронных площадках. С 1 августа 2016 года эта норма стала обязательной для всех заказчиков.

Закон Украины «О публичных закупках» регулирует все отношения между Заказчиком и Поставщиком, предшествующих заключению договора закупки товаров, работ или услуг, начиная от условий торгов, к решению возможных конфликтных ситуаций.

Однако, не все виды государственных закупок подпадают под регулирование данным законодательным актом. В частности, он регулирует только вопросы закупки товаров или услуг государственными организациями на сумму, равную или превышающую 200 000 гривен. Что же касается стоимости заказанных работ, то они должны превышать общую стоимость 1,5 миллиона гривен. К заказчикам, осуществляющих деятельность в отдельных сферах хозяйствования, при условии, что стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 1 миллион гривен, а работ – 5 миллионов гривен. Все другие нужды правительственных организаций в товарах и услугах на меньшие суммы могут осуществляться путем допороговых закупок. Следует отметить, что предприятия, которым необходимо приобрести товар на меньшие, чем указанные суммы, имеют право пользоваться правилами и процедурами, предусмотренными электронными государственными закупками (приказ ГП «Внешторгиздал Украины» от 13.04.2016 года № 35).

В случае допороговых закупок заказчику не обязательно проводить электронные торги. Этим некоторые заказчики и пользуются, разбивают закупку на необходимое количество частей таким образом, чтобы каждая из них не превышала пороговой суммы в 200 000 гривен. Поэтому на электронной системе публичных закупок часто можно увидеть сразу несколько закупок одного и того же товара или услуги, но отдельными контрактами по 199 000 гривен. Иногда можно увидеть случаи, когда на эту сумму покупают один компьютер.

Данный обход системы объясняется тем, что в допороговых закупках в случае выявления нарушения есть только возможность обратиться к заказчику с требованием об устранении нарушения в процессе проведения закупки. Заказчик в течении 3 дней рассматривает требование, принимает и публикует решение по нему. В случае, если заказчик не отвечает на требование, рекомендуется оставить отзыв о нём или аргументированное обращение о нарушениях на портале мониторинга Dozorro.

Если ожидаемая стоимость предмета закупки будет от 50 тыс. грн. (с НДС) и до 200 тыс. грн. (с НДС), то заказчику необходимо будет обязательно обнародовать отчёт о заключенных договорах в электронной системе.

Однако, не все так плохо, как кажется: чтобы сэкономить средства налогоплательщиков и предотвратить коррупционные риски много распорядителей средств приняли решение проводить в системе ProZorro и допороговые закупки. Например, Днепропетровская, Запорожская, Львовская, Тернопольская облгосадминистрации и Киевская городская государственная администрации еще в 2016 году ввели электронные аукционы через систему ProZorro для всех закупок, сумма которых превышает 50 тыс. грн. В 2017 году соответствующие решения приняли Ивано-Франковский городской совет, Днепровский городской совет, Киевский городской совет, Львовский городской совет, Хмельницкий городской совет, Мариупольский городской совет и другие.

На сегодня в системе ProZorro установлены ограничения, поэтому через систему можно подавать закупки, ожидаемая стоимость которых не меньше 3 тыс. грн.

Однако существуют и другие механизмы «обхода» электронной системы публичных закупок ProZorro.

  1. Схемой обмана системы является прописывание заказчиком требований под «своего» поставщика.

Однако доказать это практически невозможно. Как правило, выписывая те или иные условия, заказчик объясняет, что таким образом просто защищается. Потому что не всегда можно выбрать самый дешёвый товар или услугу – нужна гарантия качества. Ведь если фирма, которая выиграла закупку, предоставила продукцию ненадлежащего качества, приходится проходить процедуру снова.

  1. Случаи, когда государство закупает товар по низким ценам, которые затем повышаются через дополнительные соглашения, являются распространенными. Такой способ повышения цен при госзакупках является системным, этим механизмом пользуются стороны, обходя ProZorro и обогащаясь за счет государства.

Однако оценить, адекватно были заключены дополнительные соглашения по той или иной закупки, или они содержали в себе коррупционную составляющую, довольно трудно. Сам механизм заключения дополнительных соглашений, во-первых, является вполне законным. Во-вторых, как бы качественно и честно не был проведен тендер, иногда без дополнительных соглашений обойтись невозможно. Хотя рост цен должен быть аргументированным и подтвержден заключением Торгово-промышленной палаты, однако, нарушения есть.

  1. Неправомерная дисквалификация. Касается ситуации, когда компания прошла на тендер, а заказчик не признал правильно оформленным её пакет документов. Проблема заключается не в том, что кто-то подал идеальный пакет документов, а кто-то – нет, а в выборочной справедливости, когда одних не допускают к тендеру, а на нарушение других закрывают глаза.
  2. Следующая большая проблема – когда заказчик (в нашем случае КП «Спецжильефонд», идентификатор закупки: UA-2018-03-28-000208-b) обязывает участников подать проект договора, заполненного и подписанного со стороны участника, в редакции, которая содержит дискриминационные условия.

Например, когда оплата по Договору осуществляется в течении 120 рабочих дней с момента получения Клиентом счёта на основании подписанного Сторонами акта приёма-передачи оказанных услуг; ответственность Участника не ограничивается исключительно размером реального ущерба, который возник, как результат виновных действий и/или бездействий Участника при предоставлении Услуг; Участник несёт ответственность за нарушение Договора, если оно даже произошло не по его вине (умысла или неосторожности); за нарушение сроков выполнения поручений Клиента Участник несёт ответственность в виде уплаты пени в пользу Клиента в размере двойной учётной ставки НБУ установленной на день просрочки от суммы договора за каждый день просрочки. А за просрочку свыше 10 календарных дней дополнительно уплачивает штраф в пользу клиента в размере 50 000, 00 грн. (пятьдесят тысяч грн. 00 коп.); за отказ в одностороннем порядке от исполнения обязательств по настоящему Договору Участник уплачивает в пользу Клиента штраф в размере 200 000,00 грн. (двести тысяч грн. 00 коп.); в случае неявки или опоздания более чем на 30 минут уполномоченного представителя Участника по заявке Клиента для предоставления правовой помощи, Участник возмещает Клиенту ущерб в полном объёме (убытки и упущенную выгоду) и дополнительно уплачивает штраф в размере 20 000,00 грн. (двадцать тысяч грн. 00 коп.) за каждую неявку и/или опоздания.

Указанные выше условия договора противоречат рыночным отношениям и предварительно направленные на недопущение к выполнению работ и услуг субъектов хозяйственной деятельности из реального сектора экономики.

  1. Особые требования к победителям. «Когда, например, в течение одного дня после аукциона поставщик обязан привезти образец товара, – привел в разговоре с «Главкомом» пример Нефёдов. – Это значительный барьер. И часто, наверное, выписаны под участника, который уже с тем образцом фактически сидит под дверью».

Популярным является внесение в условия тендера таких требований, которые может выполнить только заранее знакомый с ними человек – от максимально нечёткой спецификации нужного товара, вроде «устройство с держателем и насадкой», до нереалистичных сроков поставок в несколько дней и требований предоставить справки и сертификаты, которые физически нельзя успеть оформить до даты проведения торгов.

  1. Чиновники не стесняются заблокировать закупки в суде. Это не всегда приводит к успеху, но истощает неудобных конкурентов, для которых возможная выгода от победы в деле в конечном итоге может быть меньше расходов на юристов.
  2. Одна из самых простых схем – это участие в тендере «псевдофирм», которые сбивают цену, а в случае победы отказываются подписывать договор с заказчиком. В таком случае или же подписывается договор со следующим за победителем, или же нужно проводить тендер заново.
  3. Чиновники пытаются «спрятать» в электронной системе тендер, чтобы потенциальные участники не смогли его найти, а «доверенные» поставщики, конечно же, всё узнали вовремя. Для этого обычно пишут название тендера с грамматическими ошибками, например, «Закупка машын», квалифицируют это не как автомобильный транспорт, а как «Электрооборудование, другое», подгружают нечитаемую тендерную документацию и объявляют тендер, в надежде, что его не заметят другие участники, а найдут только «свои люди».

«PRIKHODKO&PARTNERS» поможет найти выход из любой вышеперечисленной ситуации.

Специалисты «PRIKHODKO&PARTNERS» осуществляют комплексное сопровождение процедуры закупки. «PRIKHODKO&PARTNERS» осуществляет защиту клиентов:

– консультирование по применению Закона Украины «О публичных закупках»;

– обжалование неправомерных дисквалификаций;

– подготовка информационных писем в антикоррупционные органы и общественные формирования;

– сопровождение уголовных производств (допросы, временные доступы, обыски и т.п.);

– защита клиентов в случае злоупотребления правами недобросовестными предприятиями.

Например, Адвокатским бюро «PRIKHODKO&PARTNERS» открыто ряд уголовных производств по ст. 191 УК Украины:

  1. Относительно должностных лиц государственного предприятия «Мариупольский морской торговый порт», уголовное производство № 52017160000000738 от 31 октября 2017 года, по признакам уголовного преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 191 УК Украины. Досудебное производство осуществляет Национальное антикоррупционное бюро Украины.
  2. Относительно должностных лиц коммунального предприятия «Владимирский рынок», уголовное производство № 12017100010010653 от 09.11.2017, по факту совершения уголовного преступления предусмотренного ч.1 ст. 367 УК Украины. Досудебное производство осуществляет Голосеевское УП НП в г. Киеве.
  3. Относительно должностных лиц Киевской городской клинической больницы № 5, подано заявление об уголовном правонарушении по ч. 2 ст. 191 УК Украины.
  4. В отношении должностных лиц КП «Спецжильёфонд», подано заявление об уголовном правонарушении по ч. 5 ст. 191 УК Украины.

Под общем авторством управляющего партнера «PRIKHODKO&PARTNERS» Андрея Приходько

и эксперта по тендерным закупкам «PRIKHODKO&PARTNERS» Николая Сперисенка.

Поделитесь в