БАНКОВСКАЯ КОМИССИЯ У ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

Сейчас, наверное, нет ни одного предпринимателя, у которого не было бы счета в банке. Поэтому все чаще звучат вопросы, связанные с тем, как правильно отразить плату за расчетно-кассовое обслуживание банка, всегда ли ее можно включить в расходы общесистемщика.

Когда мы говорим о расходах предпринимателя, то автоматически подразумеваем предпринимателя на общей системе налогообложения. Поскольку для единоналожников сумма расходов никакой роли не играет.

Так вот, расчетно-кассовое обслуживание банков — это та редкая статья расходов, которая прямо указана в п.п. 177.4.4 НКУ. А значит, без всякого сомнения, эти расходы предприниматель может учесть.

Но тут есть один нюанс: иногда перечисление денег с предпринимательского счета не связано с хоздеятельностью. В таком случае комиссию, снятую банком, в расходы лучше не ставить. Расчетно-кассовое обслуживание— это плата за услуги банка по открытию/закрытию счета, переводу денег со счета на счет.

Часто предприниматели спрашивают: можно ли переводить деньги с предпринимательского счета на личный счет того же предпринимателя (счет физлица)? Конечно, можно. Никаких запретов на это нет.

А вот на карты других физлиц (в том числе родственников) поостерегитесь переводить деньги с предпринимательского счета (если это не связано с бизнесом)! Это может быть чревато проблемами с НДФЛ, военсбором и формой № 1ДФ.

Что же такое хоздеятельность для предпринимателя? В законодательстве есть конкретный ответ на этот вопрос:«…деятельность, осуществляемая для достижения экономических и социальных результатов и с целью получения прибыли» (ч. 2 ст. 3 ХКУ).

Как видите, одна из основных целей хоздеятельности предпринимателя — это как раз-таки получение прибыли. В этом свете снятие предпринимателем прибыли в виде налички (или банковского перевода на свою личную карту), на наш взгляд, вполне вписывается в рамки хоздеятельсности. А значит, комиссию, уплаченную банку при этом, можно учесть в расходах предпринимателя.

Если мы тратим деньги с предпринимательской карты в ходе осуществления хоздеятельности — проблем нет. Расчетно-кассовое обслуживание (банковская комиссия) однозначно идет в расходы. Но бывает так, что с предпринимательского счета деньги идут сразу на личные нужды (например, купили бытовую технику для семьи). Такая покупка никак не вписывается в хоздеятельность предпринимателя. А значит, в расходы нельзя ставить:

— ни деньги, потраченные на личные нужды;

— ни банковскую комиссию по ним, поскольку нет связи с хоздеятельностью.

Чтобы понять, можно ли включать в расходы комиссию банка, удержанную им при возврате долга по кредиту или по возвратной финпомощи, нужно лишь ответить на вопрос: связаны ли такие операции с хоздетельностью предпринимателя? Если договор о возвратной финпомощи/кредите заключен:

— от имени предпринимателя (в договоре указаны данные о госрегистрации);

— с целью привлечения средств для решения задач, связанных с бизнесом, то связь с хоздеятельностью — налицо.

Поэтому банковскую комиссию в этом случае вполне можно включить в расходы. И это притом, что сам возврат финпомощи/кредита в расходы предпринимателя не включается.

Впрочем, тут все вполне логично: поскольку получение указанных сумм — не доход, то их возврат — не расходы.

Тем не менее пользование средствами, равно как и их возврат, осуществляется в рамках хоздеятельности. А значит, банковская комиссия, уплаченная при возврате долга, связана с хоздеятельностью и попадает в расходы на сновании п.п. 177.4.4 НКУ как расчетно-кассовое обслуживание.

Если предприниматель купил автомобиль для использования в личных целях, а заплатил за него с предпринимательского счета, то, разумеется, комиссия банка в расходы не включается. Ведь в данном случае нет связи расходов с хоздеятельностью.

Если же автомобиль был куплен для использования исключительно в бизнесе (о чем есть письменный приказ, договоры доставки, ТТН, путевые листы и т. п.), то, на наш взгляд, комиссия, удержанная банком при оплате авто с предпринимательского счета, вполне может быть отражена в расходах. Ведь выполняются оба условия:

1) покупка автомобиля (а значит, и банковская комиссия) связана с хоздеятельностью предпринимателя;

2) расчетно-кассовое обслуживание (комиссия банка) включается в расходы на основании п.п. 177.4.4 НКУ.

Стало быть, расчетно-кассовое обслуживание можно ставить в расходы (но с оглядкой на то, готовы ли вы спорить с налоговиками).

Автор: Кристина Ворожбитова

 

Поделитесь в